Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.

22 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №1 (9) 2022 1. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33ФЗ «Об особо охраняемых природных терри- ториях». 2. Градостроительный кодекс Российской Феде- рации от 29.12.2004 № 190ФЗ. 3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136ФЗ. 4. Федеральный закон от 07.05.2001 № 49ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». 1. Federal Law No. 33FZ dated March 14, 1995 «On Specially Protected Natural Areas». 2. Urban Planning Code of the Russian Federation dated December 29, 2004 No. 190FZ. 3. Land Code of the Russian Federation dated October 25, 2001 No. 136FZ. 4. Federal Law No. 49FZ dated May, 07, 2001 «On the Territories of Traditional Nature Use of indigenous smallnumbered peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation». Литература: Literature: Заключение Современная практика тер- риториального экологического регулирования в законодательстве об ООПТ, к сожале- нию, основана на преимуществен- ном использова- нии механизмов запретов и разгра- ничений (оценка воздействия на окружающую среду), материалы которого зачастую имеют высокую информационную ценность, могут и должны быть использованы для целей эффективного природнохозяйственного пространственного планирования. С овременная практика территориального экологического регулирования в зако- нодательстве об ООПТ, к сожалению, основана на преимущественном использо- вании механизмов запретов и разграничений. Она не ориентирована на решение задач совмещения природоохранной и хозяйственной деятельности за исключением сферы туризма и рекреации, а также обеспечения хозяйственных нужд самих ООПТ. В Градостроительном и Земельном кодексах есть потенциально очень удобный ин- струмент территориального экологического регулирования хозяйствования — зоны с особыми условиями использования территорий. Но экологические цели кодексами только декларируются. Градостроительный кодекс регулирует вопросы территориаль- ного планирования только в зонах градостроительной деятельности, в части фиксации видов разрешённого использования земельных участков. Земельный кодекс регулиру- ет в первую и главную очередь права собственности и их оборот в отношении земель- ных участков, включённых в функциональные зоны. При этом формулировки обоих кодексов достаточно общие и позволяют закреплять специальные режимы хозяй- ствования применительно к тем или иным направлениям. Федеральный закон от 07 мая 2001 года № 49ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» в его последней редакции от 08 декабря 2020 года № 429ФЗ использует потенциально гибкий инструмент регулирования хозяйственной деятельности — положение о ТТП, утверждаемое актом Правительства России. Но многолетняя практика регулирования хозяйствования на ТТП потенциально конфликтна, пока не выработан устойчивый алгоритм совмещения различных видов и укладов хозяйственной деятельности. Специальные требования к видам хозяйственной деятельности, закрепляемые через механизм зон с особыми условиями использования территорий, потенциально по- зволяют устанавливать режимы хозяйствования любого уровня гибкости вне связи с системой ООПТ или ТТП в документах территориального планирования субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Тщательная разработка специальных техникотехнологических решений, обеспечивающих условия совмещения различных задач и интересов на конкретных локальных территориях, потенциально могла бы позволить одновременно и развивать экономику, и решать экологические проблемы вне рамок системы ООПТ. Специальные требования в документах терри- ториального планирования можно прописать в гибком временном режиме с учётом конкретной ситуации и прогнозируемой динамики природных процессов. В частности, запланированные специальные режимы могут использоваться в качестве компенсаци- онных мер и временных мер обеспечения условий восстановления природной среды в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и нанесения ущерба природной среде и биологическим ресурсам. Описываемый подход в планировании, с одной стороны, по- зволяет использовать весь доступный диапазон регулирующих воздействий, с другой — использовать территориальные режимы регулирования хозяйствования повсеместно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz