Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.
21 Государственная политика в Арктике Природнохозяй- ственное про- странственное планирование как формат тер- риториального экологического регулирования процессов хозяй- ствования Особенности природнохозяй- ственного про- странственного планирования в Арктике Современная экономика пришла в Арктику преиму- щественно за её минеральными ресурсами. Но окружающая среда настолько ранима, что даже малые её нарушения могут вызвать серьёзные негативные по- следствия П рироднохозяйственное пространственное планирование предполагает использова- ние разнообразных техникотехнологических решений, привязанных к конкретным ландшафтным и климатическим условиям с учётом совмещения задач хозяйственных и задач охраны природы и ресурсосбережения. Значимым элементом такого планирования являются специальные требования к видам хозяйственной деятельности (режимы хозяй- ствования), которые могут получить нормативное закрепление в документах территори- ального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Такое планирование решает задачу совмещения различных видов хозяйствования с задачей сохранения среды обитания. Оно представляет собой углубленную детализацию материалов территориального планирования и описывает (помимо ресурсного потен- циала территорий и пространственного положения) пороговые значения допустимых антропогенных трансформаций и поиск вариантов техникотехнологических решений в пределах конкретных местностей. Планирование такого рода может осуществляться поэ- тапно для конкретных местностей в зависимости от первоочередных задач по ним. Совмещённое в рамках природнохозяйственного планирования описание ресурсов, планов их вовлечения в хозяйственный оборот, а также природных ограничений хозяйствования даёт возможность предусмотреть сразу всю систему мероприятий хо- зяйственного развития, учесть требования сохранения благоприятной среды обита- ния и совмещения традиционных и индустриальных видов хозяйствования. Форму- лировки Градостроительного и Земельного кодексов достаточно общи и в целом не препятствуют включению в описания функциональных зон и зон с особыми условия- ми использования территорий специальных требований к видам деятельности. А рктическая зона особенно сложна как пространство хозяйствования ввиду необхо- димости одновременного решения нескольких задач, игнорировать часть из кото- рых невозможно изза отсутствия запаса устойчивости природной и социальной среды. Современная экономика пришла в Арктику преимущественно за её минеральными ре- сурсами. Но окружающая среда настолько ранима, что даже малые её нарушения могут вызвать серьёзные негативные последствия. Усреднённые требования к видам хозяй- ственной деятельности, сформулированные применительно к территории всей страны, могут в целом отвечать задачам экологического регулирования в регионах с достаточ- ным запасом устойчивости природной среды. Но в Арктике технические устройства и технологические схемы сразу необходимо вписывать в конкретную природную обста- новку с учётом того, что её способность ассимилировать нарушающие воздействия не так велика. В социальной сфере на территории Арктики практически повсеместно необходимо совмещать два хозяйственных уклада — современный индустриальный с традиционным укладом жизни и хозяйствования КМНС, ориентированным преимуще- ственно на очень уязвимые биологические ресурсы. Обычная практика охраны природ- ных объектов в системе ООПТ и защиты прав КМНС на традиционное природопользо- вание, как правило, реализуется в режиме конфликта, а не баланса интересов. В условиях Арктики неконфликтное совмещение недропользования с традиционным природопользованием, сохранением природной среды, экологическим туризмом и рекреацией возможно — но на основе детального учёта в проектах хозяйственной дея- тельности специфики конкретных ландшафтов и особенностей расселения и хозяйство- вания КМНС. При таком подходе чаще всего нет необходимости прибегать к тотальным запретам какихто видов деятельности. Баланса можно достичь, установив необходимые и достаточные ограничения в рамках специальных режимов хозяйствования и жизне- деятельности населения конкретных местностей в материалах природнохозяйственно- го пространственного планирования. Аналогом стали давно отработанные процедуры установления режимов функционирования ООПТ по результатам их проектирования, закрепляемые в положениях об этих территориях. Хозяйствующие субъекты, разраба- тывая проекты освоения природных ресурсов, обязаны включать в проект раздел ОВОС
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz