Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.
20 АРКТИКА 2035 : актуальные вопросы, проблемы, решения №1 (9) 2022 Территориаль- ное регулиро- вание хозяй- ствования в законодатель- стве о терри- ториях тра- диционного природопользо- вания коренных малочисленных народов Севера особых условий использования территории Кодекс не предусматривает, что может быть исправлено в дальнейшем при усовершенствовании законодательства. Глава XIX Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136ФЗ «Зоны с особыми условиями использования территорий» предусматривает (ст. 104) уста- новление ЗОУИТ в том числе в целях охраны окружающей среды, в том числе защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (п. 1, пп. 4). При этом устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством; ограни- чивается или запрещается использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления ЗОУИТ (п. 2) [3]. Если в соответствии с Градостроительным кодексом документы территориального планирования различного уровня утверждают органы государственного управ- ления и местного самоуправления соответствующего уровня, то в соответствии с Земельным кодексом положение в отношении каждого вида ЗОУИТ утверждает Правительство Российской Федерации, за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу федерального закона — водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия (ст. 106, п. 1). Внесение сведений о ЗОУИТ и изменений в сведениях о такой зоне производится в соответствии с Земельным кодексом в Единый государственный реестр недвижимо- сти (ст. 106, п. 24). В целом Земельным кодексом регулируются не природоохранные аспекты функционирования ЗОУИТ, а вопросы реализации прав собственности и их оборота в отношении таких зон или включённых в них земельных участков. Е щё одна норма территориального правового регулирования процессов хозяйствова- ния —Федеральный закон от 07 мая 2001 года № 49ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Статья 10 Федерального закона зонирует территории традиционного природопользования (ТТП) коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (далее — КМНС) с использованием слова «части», выделяя: 1) поселения; 2) участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционно- го природопользования и традиционного образа жизни; 3) объекты историкокультурного наследия, объекты, имеющие религиозную цен- ность; 4) иные части ТТП, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Статья 11 Федерального закона устанавливает, что правовой режим ТТП определяет- ся положениями о них, утверждёнными соответственно уполномоченным федераль- ным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относя- щихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполно- моченных представителей. Предусматриваются также возможности устанавливать сервитуты на земельных участках, находящихся в пределах ТТП для обеспечения кон- кретных хозяйственных целей, включая прокладку и эксплуатацию линий электропе- редачи, связи и трубопроводов, других нужд. Охрана окружающей среды в пределах ТТП упоминается в общем виде и адресуется исполнительным органам власти [4].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz