Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.

19 Государственная политика в Арктике В системе осо- бо охраняемых природных тер- риторий террито- риальные формы экологического регулирования хозяйственной деятельности не предусматривают- ся в принципе Территориаль- ное регулиро- вание хозяй- ствования в форматах зон с особыми услови- ями использова- ния территорий П омимо системы ООПТ, в российском законодательстве существует такая форма территориального экологического регулирования хозяйствования, как зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ). По существу они представ- ляют собой функциональные зоны: охранные, санитарнозащитные, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Россий- ской Федерации (далее — объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромные территории, иные зоны, устанавлива- емые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Среди целей установления ЗОУИТ преобладает обеспечение безопасности в ее общем содержании, включая безопасность жизни и здоровья людей. Экологиче- ское регулирование предусмотрено главным образом применительно к защите источников водных ресурсов. Часть ЗОУИТ регулируется федеральными законами, часть — актами Правительства Российской Федерации, утверждающими положе- ния о видах зон с особыми условиями использования территорий. В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190ФЗ предусматривается отображение в материалах территориального планирования: • зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемых в соот- ветствии с законодательством Российской Федерации (п. 4); • функциональных зон, для которых документами территориального планирова- ния определены границы и функциональное назначение (п. 5); • территориальных зон — зон, для которых в правилах землепользования и за- стройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7). Градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответ- ствующей территориальной зоны виды разрешённого использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. 9) [2]. ЗОУИТ определяют, отталкиваясь от их конкретных функций. Перечень видов зон с осо- быми условиями использования территорий соответствует аналогичному перечню в ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136ФЗ [3]. Поскольку виды разрешённого использования земельных участков по существу представляют собой виды функционального назначения, то все перечисляемые в Кодексе виды зон — функциональные. В перечнях областей рассмотрения эколо- гия и охрана окружающей среды отсутствуют, но есть положение: «иные области в соответствии с полномочиями» различных уровней власти (ст. 10, п. 1; ст.14, п. 3; ст.19, п. 3; ст. 23, п. 5). В перечнях материалов по обоснованию схем территори- ального планирования различного уровня административного и муниципального управления в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий, а также иные объекты, иные территории и (или) зоны (ст. 10, п. 9; ст. 13_1, п. 7; ст. 14, п. 9; ст. 19, п. 6; ст. 23, п. 8). Установление ЗОУИТ Кодекс связывает с объектами капитального строительства, иными объектами, территориями, зонами, которые оказывают влияние на опреде- ление планируемого размещения объектов (ст. 10, п. 9; ст. 13_1, п. 7; ст. 14, п. 9; ст. 19, п. 6; ст. 23, п. 8). На практике это означает, что закрепление для какихлибо террито- рий особых условий использования в материалах территориального планирования возможно только в связи с планированием на этой территории градостроительной деятельности. До начала работ по градостроительному планированию установление

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz