Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2022, №1.

17 Государственная политика в Арктике ПРИРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В АРКТИКЕ DOI: 10.51823/74670_2022_1_17 АННОТАЦИЯ Современная практика территориаль- ного экологического регулирования в законодательстве об ООПТ (особо охраняемых природных территориях), к сожалению, основана на преимуще- ственном использовании механизмов запретов и разграничений. Регулиро- вание хозяйственной деятельности в нём вообще не предусматривается. Градостроительный и Земельный кодекс только декларируют экологические цели. Между тем в Арктике практически нет запаса устойчивости природной и социальной среды. И всё же некон- фликтное совмещение недропользова- ния с традиционным природопользова- нием, сохранением природной среды, экологическим туризмом и рекреацией вполне возможно. Предлагаемое реше- ние: специальные требования к видам хозяйственной деятельности, закрепля- емые через механизм зон с особыми условиями использования территорий и устанавливающие режимы хозяйство- вания любого уровня гибкости вне связи с системой ООПТ или ТТП (территории традиционного природопользования) в документах территориального планиро- вания субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.. ABSTRACT The current practice of territorial environ- mental regulation in the legislation on Specially Protected Natural Area (SPNA) is based, unfortunately, on the predominant use of mechanisms of prohibitions and delimitations. The regulation of economic activity is not provided for in this legisla- tion at all. The Town Planning Code and the Land Code only declare environmental goals. Meanwhile, the reserve of sustaina- bility of the natural and social environment in the Arctic is practically absent. And yet there is an opportunity to combine subsoil use with traditional nature management, preservation of natural environment, eco- logical tourism and recreation in a noncon- flict way. The proposed solution: special re- quirements for types of economic activity. These requirements should be enshrined in the territorial planning documents of the subjects of the Russian Federation or municipalities. It is possible to fix the re- quirements on the basis of the mechanism of defining and existence of zones with special conditions of use of territories. This is how management regimes of any level of flexibility can be established outside the system of specially protected natural areas or territories of traditional use of natural resources (TTNRU). ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В АРКТИКЕ Жуков М.А. Телеснина В.М. Zhukov M.A. Telesnina V.M. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Арктика, режимы хозяй- ственной деятельности, особо охраняемые природные территории, территории традици- онного природополь- зования, коренные народы Севера и Аркти- ки, пространственное планирование. KEY WORDS: Arctic, economic activ- ity regimes, specially protected natural areas, territories of traditional nature management, indigenous peoples of the North and the Arctic, spatial planning. NATURAL AND ECONOMIC SPATIAL PLANNING IN ARCTIC

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz