Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №4.

• Экосистема многих водоёмов Арктики является хрупкой и может быть разруше­ на неконтролируемым ростом популяции аквакультуры. Поэтому производителям необходимо учитывать способности водоёмов к самоочистке при увеличении рыбной популяции [11]. Власти регионов отмечают, что сегодня существует довольно мало предприятий, которые занимаются рыборазведением в арктических районах. Это связано и с климатическими условиями, и с высокой стоимостью организации производств на Севере. Например, в Архангельской области из 11 рыбоводных хозяйств только два располагаются в Арктике. В Карелии действуют более 60 предприятий по про­ изводству аквакультуры, но в арктических районах республики этот вид бизнеса пока не получил широкого развития. Объёмы производства аквакультуры возрастают благодаря различным видам поддержки регионами предприятий рыборазведения (например, власти Мурман­ ской области предоставляют льготные кредиты рыбным хозяйствам, а в Архан­ гельской области ежегодно выделяют субсидии на возмещение части затрат на корма и мальков). В Архангельской области за последние пять лет этот показатель увеличился почти наполовину, а в Мурманской области — почти в полтора раза. По данным за 2020 год, объём производства продукции товарного рыбоводства составил около 34 тыс. тонн [11]. Для повышения производительности предприятий аквакультуры сегодня в ар­ ктических регионах создаются предприятия по отбору и разведению посадочного материала. Так, власти Мурманской области рассматривают проект строительства современного завода для производства мальков лосося и форели. В Карелии в 2024 году планируется запустить селекционно-племенной центр по производству мальков и икры. Форелевые хозяйства Карелии в 2019 году произвели 32,7 тыс. тонн рыбы. К 2025 году этот показатель должен достигнуть 65 тыс. тонн. Что касается развития аквакультуры на других арктических территориях — Яма­ ло-Ненецкий и Чукотский автономные округа, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), земли и острова в Северном Ледовитом океане — то можно гово­ рить об отсутствии целостного видения выгод, возможностей и путей реализации аквакультурных проектов в условиях Крайнего Севера, и это требует более тща­ тельного рассмотрения данного вопроса. Литература: 1. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса России до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 но­ ября 2019 г. №2798-р [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/docs/38448/ (дата обраще­ ния: 04.08.2021г.). 2. Указ «О национальных целях и стратегиче­ ских задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обра­ щения: 01.07.2021г.). 3. «Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Аркти­ ческой зоны Российской Федерации и обеспе- Literature: 1. Strategy for the development of the fishery complex of Russia until 2030. Order of the Government of the Russian Federation of November 26, 2019 No. 2798-r [Electronic resource] URL: http://government.ru/docs/38448/ (date of access: 04.08.2021). 2. Decree "On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024". [Electronic resource] URL: https://base.garant.ru/71937200/ (date of access: 01.07.2021). 3. Decree of the President of the Russian Federation dated October 26, 2020 No. 645 "On the Strategy for the Development of the Arctic Zone 72 I АРКТИКА 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | №4 (8) 2021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz