Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №4.

компаний, а также соответствия качеству производимой продукции до стандартов мирового уровня. Важно отметить, что крупным интегрированным структурам гораздо проще отстаи­ вать свои интересы при взаимодействии с государственными структурами. Субъ­ ектом лоббирования на федеральном уровне не может быть отдельный мелкий или средний предприниматель. Лоббирование есть, прежде всего, сфера деятельности союзов и объединений предпринимателей, промышленных предприятий, а также крупных хозяйственных структур. Мировой опыт свидетельствует о том, что боль­ шинство прогрессивных промышленных компаний в развитых странах стремятся к консолидации экономической деятельности. Примером может служить создание для реализации норвежского проекта «Сновит» специальной Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Петро Арктик». В настоящее время Ассоциация «Петро Арктик» включает более 400 ком- паний-поставщиков, охватывающих широкий спектр товаров и услуг. Ассоциация предлагала свои услуги не только на этапах проектирования и строительства, но также и на этапе последующей эксплуатации. Аналогичная сеть поставщиков была сформирована и для проекта «Ормен Ланге». Интеграционные процессы, возникающие при создании производственного класте­ ра, способствуют повышению компетенции предприятий, участвующих в реализа­ ции проектов, диверсификации производств на крупнейших предприятиях региона. Одним из первых примеров создания подобных структур является создание в 2018 году Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики. Комитет проводит государствен­ ную политику в сфере развития научно-исследовательских, культурных, социаль­ но-экономических, экологических и других связей Санкт-Петербурга с регионами Арктической зоны Российской Федерации, а также координирует деятельность иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в этой сфере. Подобные структуры открывают уникальные возможности для объединения с широким кругом потенциальных партнёров, включая клиентов, поставщиков, конкурентов, представителей государства, позволяют преодолевать барьеры между фирмами с различным стилем ведения бизнеса. Создание экономически интегрированных структур упрощает доступ на другие рынки, уменьшая барьеры на этом пути, повышая уровень конкуренции и принося выгоду всем партнёрам объединения. Очевидно, что стихийное создание кластера принципиально возможно, однако для того чтобы этот процесс был максимально эффективным, направленным в сторону получения наибольшего интегрального результата, необходима как воля бизнес-со­ общества, так и воля государства. Принципиальная организационно-экономическая схема вовлечения предприятий Санкт-Петербурга в арктические (нефтегазовые) проекты при участии Комитета по делам Арктики показана ниже: Заключение и выводы С анкт-Петербург является центром инновационного развития и входит в тройку лидеров по рейтингу инновационных регионов России (наряду с Москвой и Республикой Татарстан). Город имеет исключительно выгодное геополитическое положение, развитый логистический комплекс, включающий наличие пассажир­ ских и грузовых портов. Кроме того, в Санкт-Петербурге сосредоточен огромный кадровый и интеллектуальный потенциал, имеются значительные промышленные и технологические ресурсы, в том числе направленные на развитие Арктического региона. 48 I АРКТИКА 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | №4 (8) 2021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz