Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №4.

С перемещением сырьевой базы нефтегазодобычи на шельф арктических морей возникает растущий спрос на наукоёмкую, высокотехнологичную продукцию об­ рабатывающих отраслей промышленности. Организацион- но-экономиче- ские механизмы использования промышленно­ го потенциала Санкт-Петербур­ га при реализа­ ции арктических проектов Разработка месторождений Арктических морей создаёт благоприятные усло­ вия для формирования промышленного кластера обеспечения на территории Санкт-Петербурга. Д ля успешного использования промышленного потенциала города в процессе реализации арктических проектов региональным компаниям необходимо отвечать ряду серьёзных требований. При проведении тендеров будут учтены технические ресурсы, репутация, произ­ водственные показатели, наличие опыта, выполнение аналогичных видов работ ранее, наличие ресурсов для проведения работ, используемые технологии, фи­ нансовое положение, возможность приобретение полиса в страховой компании, показатели качества работ, охраны окружающей среды, структура и организация, наличие необходимого оборудования, стоимость и сроки выполнения заказов, кредитоспособность компании. Важно отметить, что работа в нефтегазовом секторе в Арктике является новым видом деятельности для региональных предприятий. Несмотря на имеющийся высокий интеллектуальный и промышленный потенциал, местные предприятия нуждаются в значительном повышении уровня их компетенции в области между­ народных требований к качеству выпускаемой продукции и оказываемых услуг, системы охраны труда, защиты окружающей среды, участия в реализации нефте­ газовых проектов в роли поставщиков и т. д. Сегодня участие поставщиков в нефтегазовых проектах определяется по результа­ там тендеров, в которых участвуют зарубежные компании, уже имеющие значи­ тельный опыт при выполнении подобных видов работ. Данное обстоятельство обусловливает значительные трудности конкурентной борьбы российских постав­ щиков с зарубежными фирмами без внешней помощи. Для эффективной и безопасной реализации арктических проектов, необходимо наличие протекционистской политики государства в отношении всех предприятий города и их взаимная интеграция как для повышения собственной прибыли, так и для решения задач, стоящих в рамках освоения Арктической зоны РФ. Одним из наиболее эффективных механизмов взаимодействия государства и предприятий нефтегазового комплекса может выступать создание промышленных кластеров, ассоциаций производственного типа или иных объединений и союзов, основанных на взаимной экономической интеграции интересов. В современной экономической литературе под кластером понимается сеть независимых про­ изводственных и/или сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжи­ ниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультан­ ты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. [1] Создание подобного рода структур является одним из наиболее эффективных инструментов гармонизации взаимоотношений между государством и частным бизнесом. Подобные организации являются формой поддержки компаний всех уровней, в значительной мере способствуя повышению эффективности работы, жизненного уровня населения, конкурентоспособности продукции, достижения финансовой стабильности, продвижения на международные рынки отечественных Экономика, ресурсы, финансы 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz