Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №4.

Порт Санкт-Петербург способен принимать грузовые суда, такие как контейнеровоз «Севморпуть», и обеспечивать высокую скорость работы с грузами. Использование возможностей порта Санкт-Петербург для организации перевозок может позволить су­ щественно нарастить мощности Северного морского пути и сократить сроки поставок грузов на Запад. С учётом развитой транспортной инфраструктуры и складских мощно­ стей Санкт-Петербург может играть роль транспортного хаба, в котором будут консоли­ дироваться различные партии грузов из регионов страны для дальнейшей отправки по Северному морскому пути. В настоящий момент ведётся работа над задачей обеспече­ ния обратной загрузки кораблей, следующих из Санкт-Петербурга на Дальний Восток. Морской многофункциональный перегрузочный комплекс «Бронка» и Логистиче­ ский кластер Северо-Запада России при поддержке правительства Санкт-Петербурга подписали (15.10.2020) соглашение о сотрудничестве по реализации проекта «Агре­ гатор грузооборота Северного морского пути», который будет способствовать не только перенаправлению грузовых потоков через Санкт-Петербург, но и созданию благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства и увели­ чения импортного, экспортного и транзитного грузооборота с Европой и Азией. [3] Санкт-Петербург принимает участие в реализации Государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» (Утверждена постановлением Правительства России от 31 марта 2017 года №374), в рамках которой будет построено более 20 судов. Судостроительные компании Санкт-Петербурга — профессионалы с уникальным опытом успешного освоения арктического региона, производства гражданских су­ дов различного назначения, создания морских технических средств для освоения океана и его шельфа, включая Арктическую зону и Северный морской путь, разви­ тия судоходства на внутренних водных путях, модернизации рыбопромыслового и специализированного флота, обновления парка портовой техники. С цифрами роста промышленного производства за последние два года, значитель­ но опережающими по ряду отраслей общероссийские показатели, с ориентацией на поддержку технической модернизации верфей и внедрение инновационных технологий Санкт-Петербург остаётся наиболее привлекательной площадкой для развития бизнеса в сфере судостроения. За 2018-2019 годы в Санкт-Петербурге отгружено продукции в судостроении на сумму более 300 млрд рублей — это в очередной раз подтверждает, что город на Неве является столицей судостроения, важнейшим центром освоения и развития Арктики. [3] Санкт-Петербург способен играть значительную роль в развитии авиационного сообщения в Арктической зоне Российской Федерации. Город обладает существен­ ным промышленным, инфраструктурным и образовательным потенциалом для сотрудничества в сфере авиации с российскими арктическими регионами, кото­ рые остро нуждаются в высококачественных современных летательных аппаратах. Всего в 2019 году в Санкт-Петербурге произведено транспортных средств и обо­ рудования (включая авиастроение) на 112 млрд рублей. Рост количества аркти­ ческих проектов этой отрасли даст дополнительные рабочие места для жителей города и повышение бюджетных доходов. Продвижение петербургских авиастроительных компаний на рынках АЗРФ будет способствовать повышению информированности граждан и компаний Арктики о смежных товарах и услугах, производимых Санкт-Петербургом. Потребности Арктики в авиационной технике постоянно расширяются, так как раз­ рабатываются новые месторождения, осваиваются новые территории, что требует соответствующего расширения парка воздушных судов. Авиация также важна и для развития Северного морского пути — воздушное сообщение обеспечивает транс- 42 I АРКТИКА 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | №4 (8) 2021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz