Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №4.

тельности арктических экосистем к экономической деятельности, хотя ситуация в регионе складывается прямо противоположным образом. В результате уже сегодня всё чаще слышны разногласия между арктическими странами по вопросам свободы навигации в особых экономических зонах Северного Ледовитого океана. Наконец, важное направление работы, особенно значимое для российских ком­ паний — это увязывание «зелёной», арктической и санкционной повесток. Крайне важно выстроить международный консенсус, оберегающий арктические проекты и арктические компании от санкционных рисков в случае реализации ими масштабных зелёных проектов, при обращении к инструментам зелёного, или, что более корректно в случае с Арктикой, «белого» финансирования. По­ тенциал для такого диалога существует — постулирование изменения климата как угрозы национальной безопасности целым рядом стран, прежде всего, США, открывает возможности для диалога в этой области. Указанные инструменты и сюжеты, безусловно, хотя и находятся в поле ответ­ ственности АС, требуют обсуждения и активной проработки также на уровне Арктического экономического совета, особенно с учётом особо значимой роли крупных корпораций при реализации именно арктических проектов. Более того, как показала сессия «Новый раунд развития Арктики», прошедшая в рамках Петербургского международного экономического форума 2021, диалог с арктическим бизнесом исключительно важен, поскольку традиционно Арктика была территорией больших проектов и крупных игроков. Однако социальные и экологические вызовы сегодня требуют перенастройки баланса отношений между арктическими государствами, крупными компаниями, региональным малым и средним бизнесом и местными сообществами, в особенности — с представите­ лями коренных и малочисленных народов Севера. Претворение в жизнь модели инклюзивного развития Арктики — важная задача российской арктической страте­ гии до 2035 г. и российского председательства 2021-2023 гг., для решения которой придётся задействовать все уровни арктических отношений — межгосударствен­ ных, деловых и неправительственных. Литература: 1. Алексеев Г.В., Асарин А.Е., Балонишникова Ж.А., Битков Л.М., Булыгина О.Н., Бугров Л.Ю. и др. Второй оценочный доклад Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации // Росги­ дромет [Электронный ресурс]. 2014. URL: http:// downloads.igce.ru/publications/OD_2_2014/v2014/ htm/ (Дата обращения: 07.10.21) 2. Балтон Д., Загорский А., Управление морски­ ми ресурсами в Северном Ледовитом океане // Российский совет по международным делам [Электронный ресурс]. 2020. URL: https:// russiancouncil.ru/papers/Arctic-Marine-Report56. pdf (дата обращения: 07.10.21). 3. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ре- Literature: 1. Alekseev G.V., M.D. Ananicheva, O.A. Anisimov, 1.M. Ashik, M.Yu. Bardin, E.G. Bogdanova, O.N. Bulygina et al. Second Roshydromet Assessment Report on Climate Change and Its Consequences In Russian Federation // Roshydromet [Electronic resource]. 2014. URL: http://downloads.igce.ru/ publications/0D_2_2014/v2014/pdf/resume_ob_ eng.pdf (accessed 07.10.21). 2. Balton D., Zagorsky A. Implementing Marine Management in the Arctic Ocean // Russian International Affairs Council [Electronic resource]. 2020. URL: https://russiancouncil.ru/papers/ Implementing%20Marine%20Management%20in%20 the%20Arctic%200cean.pdf (accessed 07.10.21). 3. Executive Order On the National Security Strategy of the Russian Federation [Electronic resource]. 2021. URL: http://publication.pravo.gov. Международное сотрудничество |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz