Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №4.
Принятие итого вой резолюции по инициативе РФ можно будет расценивать как крупный успех российской дипло матии как на уровне АС, так и на других площадках, в первую очередь — в Арктическом экономическом совете. В международно-институциональном поле данную задачу можно решать через сочетание нескольких инструментов. Во-первых, это инициирование создания профильной рабочей группы на уровне АС и уже в ближайшее время — начала разработки Международной стратегии адаптации к климатическим изменениям в Арктике. Данная работа могла бы быть проведена и в рабочей группе по устойчивому развитию в Арктике, однако в бюрократической логике повестка данной группы уже сформирована и наполнена проектами, а решение адаптационной задачи требует существенных свободных ресурсов. Данная стратегия должна быть направлена на повышение экологической ответственности арктических стран и предполагать соответствующую адаптацию их внутренних нормативных и законодательных баз. В центре внимания должны быть: реагирование на процессы таяния льдов и вечной мерзлоты, разработки в сфере чистых технологий и снижения загрязнения, изменение среды обитания животных и растений, защита трансграничных экосистем, особенно — морских. Для успешной реализации данной инициативы Россия может использовать пошаговый подход, предполагающий синхронизацию усилий законодательной и исполнительной власти. • Первый шаг предусматривает накопление научных знаний об арктической экосистеме, проведение регулярных мониторингов и аналитическое сопровожде ние климатических процессов. Международный арктический форум может стать эффективной площадкой для такой «сверки часов». • Второй шаг предполагает непосредственно разработку Стратегии усилиями МИД РФ, Комитета по международным делам, Комитета по региональной поли тике и проблем Севера и Дальнего Востока, Комитета по делам национальностей ГД РФ и профильных комитетов Совета Федерации РФ в тесном сотрудничестве с парламентами других арктических стран, неправительственными организациями, экспертным сообществом России и стран-партнёров. • Третий шаг предусматривает обсуждение Стратегии на площадке Конференции парламентариев Арктического региона, проведение публичных обсуждений и доработки, согласование документа, и на его основе — подготовку проекта резо люции. • Четвёртый шаг предполагает обсуждение согласованного документа на уровне АС и принятие итоговой резолюции по инициативе России с перечнем основных направлений адаптации арктических стран к климатическим изменениям. Принятие итоговой резолюции по инициативе РФ можно будет расценивать как крупный успех российской дипломатии с точки зрения укрепления норматив но-правовой составляющей взаимодействия в Арктическом регионе, особенно с учётом инерции существующих многосторонних институтов в Арктике и серьёз ных проблем с эффективностью АС в последние годы. Вторая мера — это инициирование диалога (не проекта) на уровне АС, нацелен ного на формирование продвинутого режима «повышенной климатической ответственности» арктических государств. Потребность в таком режиме активно формируется: 234 ст. Конвенции ООН по морскому праву — одного из ключевых международных документов, формирующих международные режимы в Арктике — при поверхностном анализе увязывает регулирование в регионе с устойчивостью ледового покрытия, чем всё чаще вводит в заблуждение. Прямое следование букве статьи может предполагать, что отсутствие льда снимает проблемы особой чувстви 32 I АРКТИКА 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | №4 (8) 2021
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz