Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №4.

тинента, или в горизонте 7-10 лет российские экспортёры окажутся в куда более сложном положении, в сравнении с конкурентами из АТР. Российское председатель­ ство как окно возможностей 1 1 Фрагмент данного пара­ графа также опубликован на портале Roskongress.ru 5. Построение баланса экспортных зелёных проектов и российского зелёного регулирования. Уже сегодня для бизнеса растут риски компенсации эффектов за счёт проектов внутрироссийской ориентации. Соответственно, необходима разра­ ботка комплексного плана озеленения российской экономики, в т. ч. экспортных проектов в Арктике. Это может быть интегральной частью Национального адап­ тационного плана, однако указанная задача выходит за границы «необходимого». В этой связи важно разрабатывать не только рестрикции, но и стимулы, модели адаптации к изменению климата как источнику роста стоимости бизнеса, а не только способа избежать «штрафов Росприроднадзора». Все указанные вопросы на данном этапе так или иначе находятся и в политиче­ ской, и в экономической, и в новостной повестке, и в силу внутренних причин, и в силу интенсивного плана мероприятий, реализуемых Москвой в рамках предсе­ дательства в Арктическом совете (далее — АС). Однако оно закончится уже весной 2023 г., и предстоящие полтора года могут быть благоприятным периодом для реализации отдельных проектов в АС, и, что может быть даже важнее, для чёткой артикуляции позиции страны по широкому пулу вопросов развития Арктики и запуска ряда долгосрочных переговорных процессов. Н ачало председательства России в Арктическом совете ставит вопросы о том, как Москва будет реализовывать стратегию развития АЗРФ, и одновременно — искать ответы на общие угрозы в Арктике как международном регионе. Объяв­ ленные приоритеты председательства дипломатически безукоризненны, однако потребуют новых решений на всех уровнях — и воплощать их предстоит не всегда в дружественной среде. Масштабы российской Арктики — и географические, и экономические, и демо­ графические, делают РФ исключительно важным игроком в вопросах развития и сбережения региона, действительно — первым среди равных. В последние годы Россия предприняла целый ряд шагов по «возвращению в Арктику»: новую стра­ тегию развития региона до 2035 г., специальный инвестиционный режим Арктиче­ ской зоны Российской Федерации, перенастройку отношений с крупным бизнесом и госкорпорациями, работающими в регионе. Запущен пионерный проект НИЦ «Российская Арктика» — уникальный по сложности и многослойности научно-ин­ новационный проект. Однако значимость арктического региона для России и место России в Арктике как международном регионе ставят вопросы о повестке, которую Москва может предложить другим арктическим странам и странам-на- блюдателям в АС и на других арктических площадках. Ключевые приоритеты начавшегося в мае 2021 г. председательства утверждены и объявлены, однако их предметное наполнение — вопрос сложной дипломатической работы на разных уровнях в ближайшие два года. Не говоря о международной политике России в Арктике по окончании председательства в мае 2023 года. Представляется, что центральное направление, цементирующее интересы развития и сбережения российской Арктики , а также общие интересы стран арктического региона — это вопросы адаптации повестки развития Аркти ­ ки к изменению климата, которое здесь проходит в разы быстрее, чем в других регионах мира. Превращение Арктики в глобальный заповедник прямо противо­ речит интересам всех арктических стран и всерьёз расходится с приоритетами стран-наблюдателей при АС, но наиболее остро задача развития во всё более хрупких арктических экосистемах стоит именно перед Россией. Соответственно, именно Россия может и должна выступать с активной и конструктивной повесткой Международное сотрудничество 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz