Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №4.

Вывод городов и регионов предпринимают меры по стимулированию роста парка электри­ ческих автобусов и легковых автомобилей с аккумуляторами. Активно развивается газозаправочная инфраструктура для автомобильной техники на природном газе. В 2020-м году Правительство утвердило подпрограмму развития рынка газомотор­ ного топлива РФ. В «Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленно­ сти Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года» обозначен тренд на переход к углеродной нейтральности транспортного комплекса к 2050 году. Кроме того, был принят правительственный закон «Об ограничении выбросов пар­ никовых газов», согласно которому в России планируется создание реестра выбросов парниковых газов (ПГ) предприятиями и введение системы углеродных единиц. Российские регуляторы планируют создать на территории РФ механизм, схожий с европейским аналогом (EU ETS). Однако велика вероятность, что усилия по сниже­ нию углеродного следа от производства будут сводиться к системам улавливания выбросов (Carbon Capture Systems) природного характера — то есть к лесам, являю­ щимся одним из приоритетных механизмов реализации климатической политики, по мнению вице-премьера Виктории Абрамченко и представителей российских компа­ ний [15]. Так, член совета директоров «Лукойла» Леонид Федун сообщает, что «гектар соснового леса поглощает примерно 1-1,5 тонны СО2 в год, тополь — 5-7 тонн, а такое дерево, как павловния, — вообще 30 тонн» [16] . Однако, сторонники этой инициа­ тивы не всегда учитывают тот факт, что природные системы улавливания выбросов способны поглощать СО2, оставляя в атмосфере иные виды парниковых газов, в особенности — метан, являющийся не меньшей угрозой, чем диоксид углерода. В России климатическая повестка только зарождается. Мы формируем свои первые стратегии по декарбонизации, рассматриваем механизмы углеродного регулирования и формируем соответствующую регуляторную базу. С учётом уже имеющихся климатических обязательств мы рискуем не достичь имеющихся целе­ вых показателей по декарбонизации российской экономики. Климатические цели России сложно назвать амбициозными, в сравнении со странами ЕС, США и даже Китаем, где есть чёткие публичные обязательства по достижению углеродной нейтральности. Несмотря на это, достижение целевых показателей национальных стратегий, включающих в себя тренд на декарбониза­ цию, не представляется возможным без расширения инструментария мер госу­ дарственной поддержки «зелёных» решений. По мнению авторов, важная роль в декарбонизации экономики России и достижении углеродной нейтральности бу­ дет принадлежать карбоновым полигонам и карбоновым фермам, создаваемым с участием ВУЗов и частного бизнеса, при поддержке государства [17, 18]. Актуально и важно, что реализация этих проектов предусматривает подготовку специалистов по климатическим изменениям, которых в России практически нет. Для России важно учитывать успешный мировой опыт при осуществлении пе­ рехода к низкоуглеродной экономике. По мнению авторов, необходимо внести изменения, связанные с адаптацией к климатическим изменениям и переходом к низкоуглеродному развитию, в основные стратегические документы, связанные с развитием АЗРФ. Очень важно, что уже в августе 2021 года Департамент конкурен­ ции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России провёл он­ лайн-семинары для представителей органов власти федерального и регионально­ го уровней по вопросам подготовки планов адаптации к изменениям климата. На семинаре был разобран порядок формирования планов адаптации для отраслей и регионов. Внимание было обращено на классификацию климатических рисков как для отдельных объектов, так и для территорий, а также на принципы оценки этих рисков и конкретные примеры такой оценки. Был также рассмотрен основ- 18 I АРКТИКА 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | №4 (8) 2021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz