Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №4.

«предлога для ограничения доступа российских компаний к экспортным рынкам, сдерживания развития российской промышленности, установления контроля над транспортными маршрутами, воспрепятствования освоению Россией Арктики». Энергетический переход эконо­ мики РФ Несмотря на то, что Россией признаётся угроза глобального потепления, отдель­ ные решительные меры ЕС воспринимаются как часть геополитической игры, направленной на ослабление нашей экономики (несмотря на то, что тот же транс­ граничный углеродный налог распространяется на экспортёров, вне зависимости от страны происхождения) [13]. Важное место в Стратегии играет и обеспечение низкоуглеродного развития российской Арктики за счёт снижения климатических рисков. «Решение эколо­ гических проблем и рациональное использование природных ресурсов Аркти­ ческой зоны Российской Федерации» отнесено к стратегическим национальным приоритетам. Однако, в остальных стратегических документах РФ, связанных с климатической политикой, практически нет отдельного упоминания о необходи­ мости принятия решительных мер по декарбонизации и снижению климатических рисков в Арктической зоне, кроме Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, где проблема изменения климата упоминается 15 раз. Но несмотря на усиление декларативной составляющей климатической политики России по Арктической зоне, введённых мер всё ещё недостаточно для смягчения и нейтрализации негативных послед­ ствий от изменения климата. В то время как таяние вечной мерзлоты наносит значительный ущерб прибреж­ ной инфраструктуре, угрожает жизни людей, в особенности коренных народов, и провоцирует иные социально-экономические риски, важно уделить особое внима­ ние этому региону при формировании будущих климатических политик. Контроль за выбросами, смещение энергетического баланса в сторону ВИЭ, декарбонизация транспортного комплекса и ряд других мер по повышению экологической устой­ чивости региона позволят избежать ещё больших потерь. Н е менее важным событием в поле российской климатической повестки стало создание по инициативе Президента РФ — Межведомственной рабочей груп­ пы по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития. Группу возглавляет советник Президента РФ, специальный представи­ тель Президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев, который отмечает сильное сопротивление российского бизнес-сообщества внедрению механизмов государственного регулирования выбросов СО2, в особенности в нефтегазовом секторе. По мнению Руслана Эдельгериева, интенсификация декарбонизации российской экономики во многом, сдерживается «лоббистами из ТЭКа», которые отказываются находить общий язык с государством [14]. Перевод экономики на рельсы низкоуглеродного развития не произойдёт без энергетического перехода. По прогнозам Министерства энергетики РФ, к 2040 году доля нефти и газа в мировом энергобалансе упадет до 46 % с текущих 54 %. Доля нефти упадёт с 31 % до 23 %, угля — с 26 % до 19 %. В то же время доля газа вырас­ тет с 23 % до 25 %, ВИЭ — с 2 % до 8 %, биоэнергии — с 9 % до 11 %. Стоит отметить, что прогноз Минэнерго можно отнести к консервативным по сравнению с между­ народными аналогами. После топливно-энергетической отрасли транспорт является крупнейшим источни­ ком глобальных выбросов CO2 и в настоящее время осуществляет выброс в атмос­ феру почти четверти от всех эмиссий CO2. В целях улучшения экологической обста­ новки и сокращения концентрации СО2 в атмосфере, администрации российских Государственная политика в Арктике 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz