Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №4.

Так, Европейская комиссия выделяет следующие ключевые риски: • Загрязнение окружающей среды негативно сказывается на качестве воздуха. По­ рядка 400 тыс. людей в ЕС в год умирает от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, вызванных вредными веществами в воздухе [2]. • Из-за аномальной жары и засухи, вызванных климатическими изменениями, ежегодно умирает до 90 тыс. жителей ЕС [3]. Кроме того, глобальные последствия также отразятся на Европе. В случае повышения температуры выше нормы на 5 °С поток миграции увеличится до 660 тыс. человек в год. Страдает и биоразноо­ бразие. Так, при повышении температуры на 4,3 °С выше нормы до 16 % видов животных, растений и насекомых столкнутся с риском вымирания [4]. • Вызванное климатическими изменениями повышение уровня мирового океана приведёт к ежегодному затоплению домов до 0,5 млн граждан стран ЕС, живущих вблизи рек, и до 2,2 млн, живущих в прибрежных районах, что ставит под угрозу не только инфраструктуру, но и жизни людей [3]. До 50 млн людей рискуют ока­ заться бездомными из-за затопления их жилищ, ежегодно. • При повышении среднегодовой температуры на 3 °С общий годовой ущерб ев­ ропейской экономике составит 190 млрд евро [5]. • Последствия глобального потепления окажутся катастрофическими для Европы. Именно поэтому снижение выбросов парниковых газов и вредных веществ ставит­ ся во главу политической повестки Евросоюза. В процессе «зелёного перехода» будут задействованы все сектора экономики. Особый приоритет отдается декарбо­ низации следующих секторов: ◦ Энергетика — постепенный отказ от ископаемого топлива, расширение исполь­ зования возобновляемых и экологичных источников энергии. Так, порядка 27 % выбросов парниковых газов в Евросоюзе приходится именно на энергетический сектор. ◦ Недвижимость — модернизация зданий в целях сокращения потребления энергии в интересах устойчивого развития. 40 % всей потребляемой в ЕС энергии приходится на сектор недвижимости. ◦ Промышленность — внедрение устойчивых инноваций, повышение энергоэф­ фективности производства, сокращения углеродного следа за счёт чистых источ­ ников энергии, вторичное использование сырья. ◦ Транспорт — повсеместное внедрение транспортных средств, работающих на экологичных видах топлива и электричестве. Около 23 % всех вредных выбросов приходится на этот сектор экономики [6]. В результате успешной экологической политики выбросы парниковых газов в ЕС сократились на 24 % с 1990 по 2019 год, в то время как экономика выросла пример­ но на 60 % за тот же период. Это отлично демонстрирует, что переход на низкоу­ глеродное развитие не несёт чрезмерных экономических издержек, а наоборот стимулирует развитие инноваций, создаёт рабочие места в новых отраслях и положительно влияет на экономический рост. Амбициозные планы по полной декарбонизации европейской экономики к 2050-му году требуют четкого целеполагания, поэтому Европейская комиссия подготовила промежуточные планы на период до 2030 года. Так, планируется: сокращение выбро­ сов парниковых газов на 40 % (по сравнению с уровнем 1990 г.), расширение исполь­ зования ВИЭ в энергетическом балансе ЕС до 32 %, повышение энергоэффективности экономики ЕС на 32,5 %, снижение выбросов СО2 легковым транспортом на 37,5 % и грузовым — на 30 % [7]. Перевод всех 27 стран-членов ЕС на рельсы низкоуглеродно­ 14 I АРКТИКА 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | №4 (8) 2021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz