Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №4.

Мировой опыт разработки об­ разовательных программ по развитию Арктики Для успешного претворения в жизнь всех инициатив государства и частного бизнеса в Арктике требуется обеспечить слаженную работу многочисленных ведомств, коммерческих предприятий, научных и образовательных организаций. Здесь на первый план выходит задача формирования корпуса специалистов и управленцев, способных к работе с этим сложным регионом и реализации мас­ штабных технических, научных и экологических проектов. От уровня развития человеческого капитала будет зависеть успех любого предприятия в Арктике. В связи с этим сегодня особо остро стоит вопрос о разработке и внедрении пере­ довых образовательных программ, направленных на повышение квалификации государственных служащих и работников частного сектора в сфере разработки и реализации стратегий опережающего развития территорий, находящихся в слож­ ных климатических и логистических условиях. Для Российской Федерации особо важно занять лидерскую позицию в образовательной сфере, создавать условия для интенсивного обучения по таким программам государственных и муници­ пальных служащих, активно вовлекать в этот процесс и представителей коммерче­ ских организаций. Локомотивом развития таких образовательных программ могут стать образовательные и научные организации, которые исторически работают с проблематикой развития удалённых территорий со сложными природно-кли­ матическими условиями, а также организации, которые сами находятся на таких территориях и непосредственно имеют дело с комплексом задач и проблем, есте­ ственным образом возникающих при осуществлении хозяйственной деятельности на данных территориях. О бразовательные программы, касающиеся развития компетенций по управ­ лению арктическими территориями, сегодня разрабатываются во многих странах мира. В числе примеров можно привести программы Североамериканско­ го Арктического института, основанного на базе канадского Университета Калгари [3], программы Арктического центра финского университета Лапландии [4], обще­ европейскую программу EDU-ARCTIC, направленную на пробуждение у молодого поколения интереса к естественнонаучным исследованиям в Арктике [5]. Особого внимания заслуживает коллаборация университетов Uarctic [6], которые занимаются арктической проблематикой. В рамках совместной образовательной деятельности запускаются новые программы, посвящённые социальным, полити­ ческим, экологическим, научно-техническим проблемам освоения арктического пространства. Рубрикатор программ, расположенный на сайте этой организации позволяет просмотреть все имеющиеся в наличии программы [7]. Вышеуказанные образовательные инициативы позволяют говорить о том, что за рубежом арктическая повестка в образовательной сфере является объектом осо­ бого интереса, и это позволяет научно-педагогическому сообществу иностранных государств формировать необходимую методическую базу для разработки новых обучающих курсов. Востребованность этих курсов растёт с каждым годом, так как необходимость развития арктической зоны становится очевидной для прави­ тельств всех стран, имеющих реальные и потенциальные интересы в циркумпо­ лярной зоне. На основании данного наблюдения становится очевидной необходимость бы­ строй разработки качественных образовательных программ в Российской Феде­ рации. Только обеспечение превосходства в сфере человеческого капитала может позволить построить долгосрочное конкурентное преимущество перед другими государствами в период обостряющегося геополитического противостояния и борьбы за этот стратегически важный регион планеты. 122 I АРКТИКА 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | №4 (8) 2021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz