Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №4.

Влияние убыли населения на ин­ ститут семьи и семейную поли­ тику ям можно отнести: доступные стоимость и качество жилья, удобное расположение населённого пункта и наличие в нём необходимой социальной инфраструктуры. Что касается жилья, оно является не только товаром, но и социальной услугой. Именно поэтому вопрос предоставления качественного жилья — совместное дело бизнеса и государства. Более 30 % населения АЗРФ испытывают потребность в улучшении жилищных условий [9]. Из-за экстремальных, непривычных для человека климатических условий люди рано или поздно начинают задумываться о переезде в более комфортные реги­ оны России, благо выбор большой. Но допустить масштабный отток населения из Арктической зоны было бы одним из самых нежелательных процессов для государственной политики. АЗРФ богата минеральными, лесными, водными и животными ресурсами. Однако все эти ресурсы теряют свою ценность для страны и её экономики, если рядом с ними не окажется людей, которые будут заниматься их добычей, переработкой, транспортировкой.Таким образом,главный ценный ресурс Арктической зоны — это люди, её коренное население и те, кто приезжают в эти районы на заработки. И важно сделать так, чтобы этот регион славился не только своими природными ценностями, но и семейными. Здесь не имеется ввиду то, что из АЗРФ нужно сделать эпицентр семейных ценностей и культ института се­ мьи. Речь идёт о том, что данный регион России славится одним из самых низких показателей рождаемости, отмечается постоянная убыль населения, причём не только естественная, но и механическая. Е стественная убыль населения — следствие высокого уровня заболеваемости, недостаточного внимания к вопросам собственного здоровья, неудовлетворён­ ности условиями жизни и другими нерешёнными социально-экономическими проблемами. С целью решения этой проблемы мы можем снова вспомнить о могущественном механизме взаимодействия государства и бизнеса, который способен сделать то, чего раньше не удавалось сделать в одиночку. Государство может давать льготы бизнесу на реализацию своей деятельности в районах АЗРФ. Тем самым жители северных районов получат необходимую для нормальной жизни инфраструктуру, а бизнес — новое поле для своей деятельности. В настоя­ щее время государство уже поддерживает предпринимательство в АЗРФ, приняв и реализуя закон об арктических преференциях, а именно, федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктиче­ ской зоне Российской Федерации» от 13.07.2020 №193-ФЗ. Что касается вопроса здравоохранения, стоит создать привлекательные условия для врачей, которые помогут снизить процент нехватки профессионалов в сфере медицины. Как вариант взаимодействия государства и бизнеса — поликлиника или больница, построена и принадлежит частному лицу, но все медицинские услуги там опла­ чивает государство, которое даёт право гражданам на бесплатное медицинское обслуживание. Одной из возможностей привлечения врачей в Арктику, по нашему мнению, может стать программа «Арктический доктор», инициированная и реали­ зуемая в Мурманской области с 2017 года. Сейчас она действует на всей террито­ рии Арктики. Например, в 2020 году на работу в медицинские учреждения Чукотки должны были принять 24 специалиста по программе «Арктический доктор» и ещё 8 человек по программе «Арктический фельдшер». Некоторые специалисты уже приехали в округ — в их числе 11 медиков и 2 фельдшера. Приезд остальных ожи­ дается до конца года, сообщает ИА «Чукотка». Как уточнили в окружном департа­ менте здравоохранения, медики, приезжающие из других регионов России, заклю­ чают договоры с больницей и департаментом, по которым должны проработать в регионе пять лет. По программе «Арктический доктор» врачи получают в качестве подъёмных 2 млн рублей, фельдшеры — по 1 млн рублей. Хотя некоторые регионы АЗРФ платят специалистам ещё большие суммы. 102 I АРКТИКА 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | №4 (8) 2021

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz