Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

С п и р и д о н о в Т. Н. и Бетту Д. Н. долганы-инф орманты п. Кресты патроны она понесла мужу, но ког­ да пришла, сунула руку в карман, там не оказалось ни одного патро­ на, хотя в карманах не было дыр­ ки. Считается аньыы брать что-ни­ будь у этого камня. А если берёшь, то нужно обязательно что-то по­ ложить взамен» [4]. Запреты в отношении семейных реликвий «Нельзя (шайтанов) Ьайтаа- нов24 бросать, где попало, забы­ вать о них, оставлять без вни­ мания, считалось — аньыы. Если выбросят или оставят Ьайтаанов просто так, то сразу кто-то в се­ мье заболеет, даже тот, кто на­ ходится вдали от семьи» [12]. «Нельзя хранить Ьайтаанов воз­ ле женского места в чуме, нужно хранить в чистом месте» [7]. «У каждой женщины были свои кут- тар25. Делали кут обычно в виде верёвки из Ьары (хары) — оле­ ньей замши, вышивали бисером и украшали мехом росомахи. Нель­ зя было терять верёвку-кут, счи­ талось — улакан аньыы (большим грехом), её нужно было беречь, и эту верёвку передавали только по женской линии. Мать переда­ вала старшей дочери и далее по родству и по старшинству. Если потеряешь кут, то у тебя случит­ ся что-то плохое, кто-то умрёт из близких родственников. Если женщине некому передать кут, то её кладут с ней в гроб, хоро­ нят вместе с ней. Иначе если кут остаётся без присмотра то это — далай аньыы. У моей матери была кут, но она не успела передать её мне, поэтому кут похоронили вместе с ней» [8]. Запреты в отношении шаманов «Нельзя было трогать шаман­ ские захоронения — улакан аньыы (большой грех)» [4]. «Нельзя было говорить о шамане вслух, обсуж­ Лаптукова Н. Н. долганк-информант г. Дудинка дать его — аньыы. Считалось, что ша­ ман всё слышит, о чём говорят» [1]. Запреты, касающиеся духов Нижнего мира (Абахы) (Абааhы 26) «Если дети играют на песке и что-либо рисуют или чертят на нём, то дети должны обязательно всё стереть с песка со словами: "Это играли дети АбааЬы”. Нельзя оставлять это на песке — аньыы, считается, что будут играть дети АбааЬы на этом месте» [7]. «Нель­ зя вечером или ночью говорить об АбааЬы или упоминать вслух — аньыы; считается, что АбааЬы обязательно придёт ночью к это­ му человеку» [1]. Запреты, касающиеся захоронений «Нельзя наступать на моги­ лы — аньыы, нужно их обойти» 24 Ьайтааны —семейные реликвии у долган. Раньше каждая долганская семья имела своих Ьайтаанов —семейных покровителей-обере- гов в виде камней, рогов оленя и других антропоморфных изображений. Они бережно хранились и передавались в семье из поколения в поколение. Их нужно было обязательно «кормить» и хранить в особых местах. Например, в чуме Ьайтааны хранились только на «чистой» мужской половине, а на женской половине чума нельзя было их хранить, так как все, что связано с женщиной, считалось быртак (нечи­ стым). 25 Куттар — 1. Покровители-обереги, которые были у каждого долганского рода и передавались в семье по женской линии. 2. Форма множественного числа слова кут. 26 АбааЬы —злые духи Нижнего мира. В мифологии долган Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего и Нижнего. В Верх­ нем мире живут добрые божества, духи-айыы, в Среднем мире живут люди племени айыы, в Нижнем мире злые духи —абааЬы. 9 4 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz