Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
умрёт, это — далай аньыы — очень большой грех» [4]. Запреты в поведении людей по отношению друг к другу «Нельзя совершать плохих по ступков по отношению к людям, обижать людей, это считается да- лай аньыы. С семьёй Гидатовых вот что случилось. Дед Марии Плато новны — Пётр Гидатов — совершил улакан аньыы: он оставил в тундре в голомо18 слепую женщину, кото рая была немного сумасшедшей. Он запер её в голомо вместе с го лодными собаками, которые её съе ли. Она кричала и просила о помо щи, раздавались её страшные крики по всей тундре: "собаки едят меня”, но никто ей не пришёл на помощь. Она кричала: "Будь проклят ты, Пётр, я проклинаю весь твой род!” Так она послала проклятие на весь род Гидатовых. И все из рода Ги- датовых умерли не своей смертью, либо очень мучительной смертью. А у внуков и правнуков Гидатовых тоже судьба не сложилась. Правнук Петра сидит в тюрьме. Вот как был наказан за большой грех и сам Пётр Гидатов, и весь его род» [6]. Запреты, относящиеся к жилищу долган «Нельзя было топтать место Ьуры19 (где раньше было стойби ще) — аньыы» [7]. «В чуме нель зя было обнимать чимку 20 и дер жаться за неё — аньыы, будешь сиротой» [3]. «Нельзя вокруг чума ходить кругом — аньыы» [9]. Запреты, относящиеся к очагу «Запрещалось трогать, ковы рять очаг чем-либо острым, напри мер, ножом или острым прутом — аньыы. Одна женщина ковыряла чем-то острым очаг, поэтому на неё легло проклятие, дух очага — Уот иччитэ 21её проклял. С тех пор, где бы она ни была, у неё гаснет очаг. Куда бы ни зашла она в гости, там гаснет очаг. Это аньыы, нельзя так делать» [5]. «Очаг, огонь нель зя было топтать — аньыы, пересту пать нельзя и вокруг очага нельзя ходить» [4]. «Нельзя было насту пать на место, где раньше был очаг — аньыы, нужно было обязательно обойти это место» [7]. Запреты в отношении животных и птиц «Нельзя убивать медведя — аньыы. Медведь у долган считается священным животным, тойон (го сподин). Обращались к нему эбэ — бабушка, если это медведица, эЬэ — дедушка, если медведь. Убива ли только в том случае, когда мед ведь сам нападал на человека» [1]. «Нельзя убивать детей медведя — аньыы, медведь может отомстить людям, убившим его детей» [1]. «Нельзя убивать детёнышей зве рей, птенцов — это аньыы, иначе что-то случится с твоими детьми» [1]. «Если гагара попалась в сети, то нельзя её отпускать на волю — аньыы; считается, что гагара про клянёт тебя и с тобой случится плохое. У Тонуча попалась в сети гагара, аон проколол гагаре глаза и отпустил её. Он совершил аньыы. Тонуча стал через некоторое вре мя совершенно слепым. Его мать сказала ему: "Почему ты не убил гагару, зачем ты проколол ей гла за, нельзя было этого делать, а сей час ты сам без глаз”. У него умер ло четыре жены, а он остался один и слепой. Это он совершил ула кан аньыы (большой грех), а гага ра ему отомстила» [3]. «Если нахо дишь яйца птиц в тундре, то нельзя брать все яйца из гнезда — аньыы. Обязательно нужно оставить два или три яйца в гнезде, чтобы мама этих птенцов не плакала. Если возьмёшь все яйца, то что-то пло хое случится с твоими детьми, тво ими родными или с тобой» [1]. Запреты в отношении сакральных мест «Был втундре большой камень — иччилээк Ьир 22 это было место для бэлэк 23. Нельзя было проез жать или проходить мимо этого места, не положив дара. Одна жен щина, Анна, взяла патроны с это го места (раньше, кто-то положил в дар этому камню патроны). Эти 18 Голомо —чум из расколотых пополам бревен, покрытых лиственничной корой и засыпаемый на зиму снегом, а летом землей и дер ном 19 hуры — место стоянки оленеводов в тундре, где оленеводы находились, пока на пастбищах хватало ягеля для оленей Чаще всего такое стойбище располагалось у озера или реки 20 Чимка —шест, который устанавливался вертикально в середине чума, с небольшим отступом от центра По обеим сторонам его при помощи ремней или веревок — анаптиин подвешивались горизонтально две палки — икэптиин, задние концы их привязывали к двум шестам, находящимся на противоположной стороне от входа Поперек икэптиин клали палочки олдоон мааhа к ним подвешивали крюки для чайников и котлов 21 Уот иччитэ — дух огня У долган огонь считают покровителем семейного очага и благополучия людей и олицетворяют в образе старика-дедушки Обычно принято было «кормить» огонь кусочками подколенного жира дикого оленя, говоря при этом «Уот эhэ аhаа» (дедушка огонь, поешь). 22 Иччилэк hир —сакральное место в тундре, обычно сопка или камень, где по представлениям долган, обитают духи иччи Нельзя было без дара пройти или проехать мимо этого места В дар обычно клали патрон, чай, папиросы, копейку, лепешку, серьгу, пуговицу и другие предметы 23 Бэлэк —дар, приношение | Спецпроекты. Культура | Бетту Л. Д. | 9 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz