Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

1Формулировка запрета без пояснения: «Нельзя женщине пе­ реступать через охотничье ружье, или наступать на него — аньыы» [2]. 2. Формулировка запрета + толкование: «Нельзя пустую люль­ ку качать или раскачивать — аньыы, а то ребёнок умрёт» [7]. 3. Формулировка запрета + толкование + рассказ о том, что произошло в результате нару­ шения запрета: «Нельзя ходить вокруг беременной женщины — аньыы, иначе ребёнок запута­ ется в пуповине. Если так кто- то сделал, то он должен обратно обойти той же дорогой. Особен­ но мужчине нельзя этого делать — большой грех. Мой муж сделал так, когда я была беременна тре­ тьим ребёнком, он обошёл вокруг меня три раза и сделал это специ­ ально по злому умыслу, и поэто­ му мой ребёнок родился чёрным, три раза был обмотан пуповиной, чуть не задохнулся» [9]. Приве­ дём примеры традиционных за­ претов долган, сгруппированные по темам. Запреты, относящиеся к деятельности охотников, рыбаков, оленеводов «Охотникам нельзя убивать много добычи — аньыы; считается, что за свою жадность ты будешь наказан Аан дойду» 8 [1]. «Одежду для охоты, которую мужчина но­ сит в тундре, хранят отдельно. На­ рушать этот обычай — аньыы» [9]. «Ничего нельзя выбрасывать от оленя — аньыы. Шкуру оленя тоже нельзя выбрасывать — аньыы» [4]. «Нельзя выбрасывать рыбу, остат­ ки от рыбы — аньыы» [5]. Запреты, касающиеся женщин «Нельзя было женщине насту­ пать на ездовую упряжь, маут9,хорей 10— аньыы. Считалось, что эти пред­ меты должны быть чистыми, а жен­ щина считается быртак 1» [9]. «Нель­ зяженщине есть мясо зайца — аньыы, при родах шкурку зайца вешали на тогоЬо12. Это специальный шест, за который держалась женщина во время родов. Шкурка зайца считает­ ся для женщины АйыыЬыт13(помощ­ ником при родах, оберегом)» [10]. «Если в чуме14 сидит беременная женщина, то нельзя вокруг чума хо­ дить или бегать — аньыы; считается, что беременная женщина будет му­ чаться при родах» [4]. «Запрещалось женщине рожать в общем чуме или в балке 15— аньыы. Нужно было ро­ жать только в отдельном маленьком чуме дьука дьиэ» 16[1]. Запреты, касающиеся новорожденных детей «На люльку нельзя вешать коло­ кольчики — аньыы. Говорят, испуга­ ется кут17— божество, охраняющее душу ребенка» [7]. «Новорождён­ ного ребенка сразу нельзя класть в люльку, сперва в люльку кладут щенка, а после него только ребёнка кладут. Чтобы болезнь и плохое не пристали к ребёнку» [8]. Запреты, касающиеся брачных отношений «Нельзя родственникам же­ ниться или выходить замуж за род­ ственников, тогда кто-то из родных 8 Аан дойду — Вселенная По мифологическим представлениям долган существует —Аан дойду иччитэ (дух-хозяин Вселенной) 9 Маут —аркан для ловли оленей Обычно им пользуются оленеводы во время отлова ездовых оленей для аргиша (аргиш —перекочевка в тундре на новое место стоянки оленеводов). 10 Хорей —специальный шест с набалдашником на конце для управления ездовыми оленями 11 У долган все, что имело отношение к женщине фертильного возраста, считалось быртак — нечистым Слово быртак употреблялось только по отношению к женщине детородного возраста, а девочки и женщины без менструации считались «чистыми» 12 Топ^о — специальный шест, который устанавливался горизонтально в маленьком чуме дьука дьиэ перед родами Этот шест подвя­ зывался к вертикальному шесту, на стыке шестов прикреплялся Айыь^ыт — символ божества плодородия За тои^о женщина держалась руками во время родов 13 Айыы^ыт — божество плодородия по мифологическим представлениям долган, оно появляется при родах, помогает благополучно разрешиться от бремени, благословляет родившегося ребенка и покидает дом роженицы дьука дьиэ на третий день после родов Помощ­ ником при родах, оберегом и символом божества являлась шкурка зайца, которая прикреплялась к специальному шесту тои^о 14 Чум — разборное конической формы жилище у долган, собранное из жердей и обтянутое оленьими шкурами, нюками (нюк выделы­ вается из оленьей шкуры особым способом и по виду напоминает замшу). 15 Балок — каркасное жилище из досок, покрытое оленьими шкурами и поставленное на оленьи грузовые нарты Балки были завезены на Таймыр русскими купцами. Оленеводы используют его зимой в качестве жилища и в настоящее время. 16 Дьука дьиэ —маленький чум с человеческий рост, подобие большого чума, обычно устанавливался специально перед родами В тече­ ние трех дней после родов женщина не выходила из дьука дьиэ. Она могла выйти только после специального обряда очищения алаастыр, во время которого окуривали дьука дьиэ, вещи роженицы, мать и новорожденного дымом янтаря 17 Кут — по мифологическим представлениям долган у каждого человека есть душа Наделение человека душой осуществляли два глав­ ных божества айыы —Юрюнг Айыы Тойон и Айыы^ыт Понятие кут очень тесно связано с деторождением и детьми Кут —божество, охра­ няющее душу ребенка, обычно его представляли в образе мифической птицы. Когда умирал ребенок, то отец мастерил из дерева птичку кут, ее прикрепляли на могильный крест Считалось, что душа ребенка переселялась в эту птичку 9 2 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz