Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
нительного и среднего профес сионального образования путём организации сетевого взаимо действия, что подразумевает: • создание образовательных комплексов на базе имеющих ся профессиональных образова тельных организаций путём ис пользования инфраструктуры общеобразовательных организа ций (для профобучения школьни ков, т. е. обучения рабочим про фессиям); • создание центров профес сионального обучения на базе общеобразовательных органи заций арктических районов Яку тии. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 де кабря 2012 года № 273-ФЗ воз можна сетевая форма реализации программ подготовки специали стов среднего звена с использо ванием ресурсов нескольких об разовательных организаций. В реализации программ подготов ки специалистов среднего зве на и квалифицированных рабо чих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образо вательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации куль туры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходи мыми для осуществления обучения, прове дения учебной и производствен ной практики и осуществления иных видов учебной деятельно сти, предусмотренных програм мой подготовки. При реализации программ подготовки необходи мо применять электронное обу чение и дистанционные образо вательные технологии. c) развитие некогнитивных навыков в сфере общего обра зования. Так, нобелевский ла уреат 2000 г. Джеймс Хекман справедливо отмечает, что инве стиции начинаются с самых пер вых лет жизни, а семейные вло жения в раннее развитие детей формируют навыки, которые по том помогают приобретать дру гие компоненты человеческого капитала [3]. 2. По вопросу участия рабо тодателей в образовательном процессе. Применяемые меха низмы участия работодателей на сегодня выглядят следующим об разом: • непосредственное участие в создании инфраструктуры, • научно-методическое и ре сурсное обеспечение системы образования, участие в педаго гической деятельности, итоговой аттестации, • социальные программы предприятий -работодателей (шефство), • комплексное сотрудниче ство образовательных организа ций и предприятий-работодате- лей. Социальные программы пред- приятий-работодателей (шеф ство) над школами и садами — это работающий механизм при силь ных предприятиях (класс «Алдан- золото» ГКРК в Н. Куранахе, класс АЛРОСА на базе политехниче ского лицея в Мирном). В АЛРО СА на протяжении уже многих лет действует программа профори ентации в Мирнинском районе. С некоторыми перерывами, но в ок тябре 2019 г. на базе ЦПК АЛРО СА запущена новая программа «Профиклаб», направленная на профессиональную ориентацию школьников 9-10 классов. Целью программы является популяриза ция бренда АЛРОСА как потен циально привлекательного рабо тодателя. В арктических районах Яку тии, несмотря на отдельные пред принимаемые меры в районах (например, в Верхоянском райо не) для привлечения предприя тий необходимо более активное государственное участие и си стемное содействие структурам образования для реализации тех или иных форм взаимодействия. Особое внимание следует уделить инвестициям в развитие профессиональных образова тельных организаций, располо женных в арктической зоне, что позволит удержать молодёжь и обеспечить рабочими кадрами и специалистами среднего звена реализацию новых проектов. По результатам исследова ния ВЦИОМ, человеческий по тенциал республики отличает не только малочисленность трудо вых ресурсов, но и низкое их «ка чество». Поэтому весьма важно внимание образовательной госу дарственной политики не столь ко к количественным параметрам образовательного процесса (на бор/выпуск, количество органи заций), сколько к качественным (сертификация (НАРК, IPMA и т. п.), независимая сертификация, повышение качества образова тельного процесса, его инфра структуры и содержания). Кроме того, считаем важным использование муниципальны ми районами гибких механизмов правоприменения статьи 56 Фе дерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». А в це лях усовершенствования меха низма целевого обучения целе сообразно рассмотреть вопросы: • оплаты проезда к месту про хождения производственной практики для наращивания опыта практической работы студентом, • параллельного обучения студента в соответствии с заклю чённым контрактом о целевом обучении рабочим квалификаци ям (для получения 5-6 разряда ра бочей квалификации). | Социальная сфера | Шишигина А. Н.| 8 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz