Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

нительного и среднего профес­ сионального образования путём организации сетевого взаимо­ действия, что подразумевает: • создание образовательных комплексов на базе имеющих­ ся профессиональных образова­ тельных организаций путём ис­ пользования инфраструктуры общеобразовательных организа­ ций (для профобучения школьни­ ков, т. е. обучения рабочим про­ фессиям); • создание центров профес­ сионального обучения на базе общеобразовательных органи­ заций арктических районов Яку­ тии. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 де­ кабря 2012 года № 273-ФЗ воз­ можна сетевая форма реализации программ подготовки специали­ стов среднего звена с использо­ ванием ресурсов нескольких об­ разовательных организаций. В реализации программ подготов­ ки специалистов среднего зве­ на и квалифицированных рабо­ чих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образо­ вательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации куль­ туры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходи мыми для осуществления обучения, прове­ дения учебной и производствен­ ной практики и осуществления иных видов учебной деятельно­ сти, предусмотренных програм­ мой подготовки. При реализации программ подготовки необходи­ мо применять электронное обу­ чение и дистанционные образо­ вательные технологии. c) развитие некогнитивных навыков в сфере общего обра­ зования. Так, нобелевский ла­ уреат 2000 г. Джеймс Хекман справедливо отмечает, что инве­ стиции начинаются с самых пер­ вых лет жизни, а семейные вло­ жения в раннее развитие детей формируют навыки, которые по­ том помогают приобретать дру­ гие компоненты человеческого капитала [3]. 2. По вопросу участия рабо­ тодателей в образовательном процессе. Применяемые меха­ низмы участия работодателей на сегодня выглядят следующим об­ разом: • непосредственное участие в создании инфраструктуры, • научно-методическое и ре­ сурсное обеспечение системы образования, участие в педаго­ гической деятельности, итоговой аттестации, • социальные программы предприятий -работодателей (шефство), • комплексное сотрудниче­ ство образовательных организа­ ций и предприятий-работодате- лей. Социальные программы пред- приятий-работодателей (шеф­ ство) над школами и садами — это работающий механизм при силь­ ных предприятиях (класс «Алдан- золото» ГКРК в Н. Куранахе, класс АЛРОСА на базе политехниче­ ского лицея в Мирном). В АЛРО­ СА на протяжении уже многих лет действует программа профори­ ентации в Мирнинском районе. С некоторыми перерывами, но в ок­ тябре 2019 г. на базе ЦПК АЛРО­ СА запущена новая программа «Профиклаб», направленная на профессиональную ориентацию школьников 9-10 классов. Целью программы является популяриза­ ция бренда АЛРОСА как потен­ циально привлекательного рабо­ тодателя. В арктических районах Яку­ тии, несмотря на отдельные пред­ принимаемые меры в районах (например, в Верхоянском райо­ не) для привлечения предприя­ тий необходимо более активное государственное участие и си­ стемное содействие структурам образования для реализации тех или иных форм взаимодействия. Особое внимание следует уделить инвестициям в развитие профессиональных образова­ тельных организаций, располо­ женных в арктической зоне, что позволит удержать молодёжь и обеспечить рабочими кадрами и специалистами среднего звена реализацию новых проектов. По результатам исследова­ ния ВЦИОМ, человеческий по­ тенциал республики отличает не только малочисленность трудо­ вых ресурсов, но и низкое их «ка­ чество». Поэтому весьма важно внимание образовательной госу­ дарственной политики не столь­ ко к количественным параметрам образовательного процесса (на­ бор/выпуск, количество органи­ заций), сколько к качественным (сертификация (НАРК, IPMA и т. п.), независимая сертификация, повышение качества образова­ тельного процесса, его инфра­ структуры и содержания). Кроме того, считаем важным использование муниципальны­ ми районами гибких механизмов правоприменения статьи 56 Фе­ дерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». А в це­ лях усовершенствования меха­ низма целевого обучения целе­ сообразно рассмотреть вопросы: • оплаты проезда к месту про­ хождения производственной практики для наращивания опыта практической работы студентом, • параллельного обучения студента в соответствии с заклю­ чённым контрактом о целевом обучении рабочим квалификаци­ ям (для получения 5-6 разряда ра­ бочей квалификации). | Социальная сфера | Шишигина А. Н.| 8 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz