Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

жета на условиях целевого обу­ чения в вузах страны обучается 71 представитель КМНС, все­ го студентов-целевиков из ар­ ктических районов республики — 117 чел. Студенты обучаются в таких вузах, как Высшее театраль­ ное училище (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом театре России; Дальневосточный государствен­ ный медицинский университет; Дальневосточный государствен­ ный университет путей сооб­ щения; Дальневосточный тех­ нический рыбохозяйственный университет; Иркутский гидро­ метеорологический техникум; Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана; Московский пе­ дагогический государственный университет; Национальный исследовательский Томский По­ литехнический университет; Но­ восибирский государственный аграрный университет; Новоси­ бирский государственный пе­ дагогический университет; Рос­ сийская медицинская академия непрерывного профессиональ­ ного образования Министерства здравоохранения РФ; Россий­ ский государственный педагоги­ ческий университет им. А. И. Гер­ цена и других. На региональном рынке труда на сегодня более востребованы кадры, подготовленные преиму­ щественно по среднетехнологи­ ческим направлениям. Несмотря на то, что отдель­ ные исследователи отмечают, что в сравнении с иными арктически­ ми регионами страны в Республи­ ке Саха (Якутия) выпускники ву­ зов обеспечивают восполнение кадрового дефицита, что объяс­ няется развитой образователь­ ной политикой региона [1], всё же отметим определённые дис­ пропорции в наборе/выпуске на рынок молодых специалистов с балансом трудовых ресурсов на перспективу, что связано также с большой долей отсева молодёжи, обучающейся по программам не­ гуманитарных направлений. Ежегодно при общей карти­ не общерегионального сниже­ ния численности трудоустраи­ ваемых выпускников по данным Государственого комитета Ре­ спублики Саха (Якутия) по заня­ тости населения в арктические районы Республики Саха (Яку­ тия) трудоустраивается порядка 6 % (более 330 чел.) от числа тру­ доустроенных выпускников, из них в большей степени — это ка­ дры с рабочей квалификацией (по итогам получения среднего про­ фессионального образования по подготовке рабочих кадров). Но значительная доля трудоустрой­ ства выпускников образователь­ ных организаций в целом по ре­ спублике (мониторинг в разрезе районов и отраслей не ведётся) в «иные» отрасли демонстриру­ ет большую вероятность факти­ ческого их трудоустройства не по полученной специальности (на­ правлению, профессии). Вместе с тем, подобная тенденция про­ дуцирует такие негативные по­ следствия, как снижение профес­ сионального уровня выпускников и сокращение интеллектуального потенциала территорий, а также снижение эффективности бюд­ жетных расходов на профессио­ нальное образование. Как отмечают исследователи, такая проблема, как профессио­ нально-квалификационный дис­ баланс спроса и предложения ра­ бочей силы на фоне сохранения высокого образовательного уров­ ня населения является послед­ ствием социальной напряжённо­ сти на рынке труда Арктической зоны Российской Федерации [2]. В целом, образовательный уровень населения арктических территорий ниже среднереспу­ бликанских значений, но харак­ теристика уровня образования населения, её гендерного состава и коренных малочисленных наро­ дов в Республике Саха (Якутия) в целом сопоставима с общереспу­ бликанскими и общероссийским тенденциями в межпереписной период, что связано в целом с возросшей доступностью про­ фессионального образования и действующими мерами под­ держки (например, согласно ре­ гиональному законодательству обучающимся по программам среднего профессионального об­ разования из категории малообе­ спеченных семей производится оплата проезда один раз в год до места учёбы и обратно и компен­ сация льготного питания). Таким образом, с учётом по­ тенциально растущей потребно­ сти в сфере промышленности и целесообразностью заблаговре­ менной подготовки конкурсных абитуриентов для поступления по соответствующим направ­ лениям, представляется целе­ сообразным принять дополни­ тельные меры по профилизации старших ступеней общего обра­ зования и повышению его каче­ ства. Между тем, исходя из анали­ за информации по направлени­ ям профилизации и предпрофес- сиональной подготовки учащихся организаций общего и дополни­ тельного образования в арктиче­ ских районах Якутии, следует от­ метить следующее: 1. С учётом весьма низкой доли профилизации в системе общего образования в арктиче­ ских районах республики,счита- ем крайне важным: a) принятие мер по расшире­ нию спектра профильного обу­ чения учащихся старшей ступени образования, в т. ч. по техниче­ ским и медико-биологическим направлениям подготовки; b) использование имеющихся ресурсов систем общего, допол­ 8 6 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz