Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
жета на условиях целевого обу чения в вузах страны обучается 71 представитель КМНС, все го студентов-целевиков из ар ктических районов республики — 117 чел. Студенты обучаются в таких вузах, как Высшее театраль ное училище (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом театре России; Дальневосточный государствен ный медицинский университет; Дальневосточный государствен ный университет путей сооб щения; Дальневосточный тех нический рыбохозяйственный университет; Иркутский гидро метеорологический техникум; Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана; Московский пе дагогический государственный университет; Национальный исследовательский Томский По литехнический университет; Но восибирский государственный аграрный университет; Новоси бирский государственный пе дагогический университет; Рос сийская медицинская академия непрерывного профессиональ ного образования Министерства здравоохранения РФ; Россий ский государственный педагоги ческий университет им. А. И. Гер цена и других. На региональном рынке труда на сегодня более востребованы кадры, подготовленные преиму щественно по среднетехнологи ческим направлениям. Несмотря на то, что отдель ные исследователи отмечают, что в сравнении с иными арктически ми регионами страны в Республи ке Саха (Якутия) выпускники ву зов обеспечивают восполнение кадрового дефицита, что объяс няется развитой образователь ной политикой региона [1], всё же отметим определённые дис пропорции в наборе/выпуске на рынок молодых специалистов с балансом трудовых ресурсов на перспективу, что связано также с большой долей отсева молодёжи, обучающейся по программам не гуманитарных направлений. Ежегодно при общей карти не общерегионального сниже ния численности трудоустраи ваемых выпускников по данным Государственого комитета Ре спублики Саха (Якутия) по заня тости населения в арктические районы Республики Саха (Яку тия) трудоустраивается порядка 6 % (более 330 чел.) от числа тру доустроенных выпускников, из них в большей степени — это ка дры с рабочей квалификацией (по итогам получения среднего про фессионального образования по подготовке рабочих кадров). Но значительная доля трудоустрой ства выпускников образователь ных организаций в целом по ре спублике (мониторинг в разрезе районов и отраслей не ведётся) в «иные» отрасли демонстриру ет большую вероятность факти ческого их трудоустройства не по полученной специальности (на правлению, профессии). Вместе с тем, подобная тенденция про дуцирует такие негативные по следствия, как снижение профес сионального уровня выпускников и сокращение интеллектуального потенциала территорий, а также снижение эффективности бюд жетных расходов на профессио нальное образование. Как отмечают исследователи, такая проблема, как профессио нально-квалификационный дис баланс спроса и предложения ра бочей силы на фоне сохранения высокого образовательного уров ня населения является послед ствием социальной напряжённо сти на рынке труда Арктической зоны Российской Федерации [2]. В целом, образовательный уровень населения арктических территорий ниже среднереспу бликанских значений, но харак теристика уровня образования населения, её гендерного состава и коренных малочисленных наро дов в Республике Саха (Якутия) в целом сопоставима с общереспу бликанскими и общероссийским тенденциями в межпереписной период, что связано в целом с возросшей доступностью про фессионального образования и действующими мерами под держки (например, согласно ре гиональному законодательству обучающимся по программам среднего профессионального об разования из категории малообе спеченных семей производится оплата проезда один раз в год до места учёбы и обратно и компен сация льготного питания). Таким образом, с учётом по тенциально растущей потребно сти в сфере промышленности и целесообразностью заблаговре менной подготовки конкурсных абитуриентов для поступления по соответствующим направ лениям, представляется целе сообразным принять дополни тельные меры по профилизации старших ступеней общего обра зования и повышению его каче ства. Между тем, исходя из анали за информации по направлени ям профилизации и предпрофес- сиональной подготовки учащихся организаций общего и дополни тельного образования в арктиче ских районах Якутии, следует от метить следующее: 1. С учётом весьма низкой доли профилизации в системе общего образования в арктиче ских районах республики,счита- ем крайне важным: a) принятие мер по расшире нию спектра профильного обу чения учащихся старшей ступени образования, в т. ч. по техниче ским и медико-биологическим направлениям подготовки; b) использование имеющихся ресурсов систем общего, допол 8 6 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz