Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
инфраструктуры и отсутствием необходимой материально-тех нической базы, в том числе для открытия и аккредитации но вых профессий и специально стей. Основными проблемами системы образования в арктиче ской зоне Республики Саха (Яку тия) являются труднодоступность и отдалённость учреждений об разования, дефицит высококва лифицированных кадров, и, как следствие, несоответствие пред лагаемых специальностей по требностям рынка труда. С одной стороны, уровень об разования населения не показы вает зависимости от наличия на территории района образова тельных организаций, что являет ся следствием действующей об разовательной политики и мер социальной поддержки опреде лённых групп населения, в том числе механизмов целевого обу чения. С другой — по программам подготовки служащих и рабочих кадров большее число трудоу строенных обеспечивают про фессиональные образовательные организации, расположенные не посредственно в арктических районах республики, которые обеспечивают весьма значитель ную долю кадров (в Черском, Ба- таге, Жиганске, Тикси) — порядка 80 % от числа трудоустроенных выпускников профессиональ ных образовательных организа ций в арктической экономиче ской зоне. Несмотря на целый ряд пред принятых мер по развитию про фессионального образования в Якутии, применительно к аркти ческим территориям изменения пока носят организационный ха рактер. Одна из существенных проблем для профессиональ ных образовательных организа ций, расположенных в арктиче ских районах республики — это кадровый дефицит и весьма сла бая материально-техническая база, которая продуцирует иные факторы, как например, отсут ствие гибкого реагирования на потребности рынка труда по средством открытия новых про фессий и специальностей. Кроме того, к числу основных проблем в системе среднего профобразова ния относятся: • невыполнение плана набора из-за невостребованности пред лагаемого набора специально стей и профессий среди населе ния (низкой заработной платой в отрасли и т. д.), • низкий качественный состав абитуриентов; • проблемы с сохранностью контингента; • недостаточное стимулирова ние труда работников колледжа; • недостаточное участие об щественности в управлении дея тельностью учреждений. Во всех в арктических райо нах Республики Саха (Якутия) не представлены образовательные организации высшего образова ния (образовательная организа ция, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность). Между тем следует отметить, что создание таких организаций в настоящее время не относит ся к полномочиям ни субъекта Российской Федерации, ни му ниципальных образований. Кро ме того, с учётом Примерного перечня критериев общероссий ской системы оценки эффек тивности деятельности высших учебных заведений (утв. Мини стерством образования и науки РФ 19 июня 2012 г.), среди кото рых «средний минимальный балл ЕГЭ (средний по всем направле ниям подготовки (специально стям) студентов», «доля студен тов, зачисленных на обучение по образовательным программам высшего профессионального об разования без вступительных ис пытаний (победители и призёры заключительного этапа всерос сийской олимпиады школьников, члены сборных команд Россий ской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предме там и сформированных в поряд ке, определяемом Минпросвеще- ния России, чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпий ских игр и Сурдлимпийских игр, победители и призёры олимпиад школьников)», «доля приведён ного контингента студентов, об учающихся по договорам с пред приятиями и организациями», «количество цитирований в Web o f Science», «доля доходов вуза от НИОКР в общем доходе вуза» и т. д. , принятие решения об от крытии вуза (его филиала) в на стоящее время не представляется реальным и эффективным реше нием. По республике наиболее многочисленный контингент сту дентов на сегодня в СВФУ им. М. К.Аммосова: он составляет 14 437 чел., из них за счёт средств феде рального бюджета — 13 462 чел. (снижение к 2017 г. составило 16,4 % с одновременным увели чением численности обучающих ся за счёт средств федерального бюджета на 15,4%). При этом чис ленность обучающихся из числа коренных малочисленных наро дов Севера составляет на нача ло учебного года 2020/2021 г. 937 чел. (по программам высшего об разования — 895, по программам среднего профессионального об разования — 42). Кроме того, с учётом апро бированной в Якутии в течение практически 30 лет системы це левого обучения за предела ми республики, с привлечением средств республиканского бюд | Социальная сфера | Шишигина А. Н.| 8 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz