Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

инфраструктуры и отсутствием необходимой материально-тех­ нической базы, в том числе для открытия и аккредитации но­ вых профессий и специально­ стей. Основными проблемами системы образования в арктиче­ ской зоне Республики Саха (Яку­ тия) являются труднодоступность и отдалённость учреждений об­ разования, дефицит высококва­ лифицированных кадров, и, как следствие, несоответствие пред­ лагаемых специальностей по­ требностям рынка труда. С одной стороны, уровень об­ разования населения не показы­ вает зависимости от наличия на территории района образова­ тельных организаций, что являет­ ся следствием действующей об­ разовательной политики и мер социальной поддержки опреде­ лённых групп населения, в том числе механизмов целевого обу­ чения. С другой — по программам подготовки служащих и рабочих кадров большее число трудоу­ строенных обеспечивают про­ фессиональные образовательные организации, расположенные не­ посредственно в арктических районах республики, которые обеспечивают весьма значитель­ ную долю кадров (в Черском, Ба- таге, Жиганске, Тикси) — порядка 80 % от числа трудоустроенных выпускников профессиональ­ ных образовательных организа­ ций в арктической экономиче­ ской зоне. Несмотря на целый ряд пред­ принятых мер по развитию про­ фессионального образования в Якутии, применительно к аркти­ ческим территориям изменения пока носят организационный ха­ рактер. Одна из существенных проблем для профессиональ­ ных образовательных организа­ ций, расположенных в арктиче­ ских районах республики — это кадровый дефицит и весьма сла­ бая материально-техническая база, которая продуцирует иные факторы, как например, отсут­ ствие гибкого реагирования на потребности рынка труда по­ средством открытия новых про­ фессий и специальностей. Кроме того, к числу основных проблем в системе среднего профобразова­ ния относятся: • невыполнение плана набора из-за невостребованности пред­ лагаемого набора специально­ стей и профессий среди населе­ ния (низкой заработной платой в отрасли и т. д.), • низкий качественный состав абитуриентов; • проблемы с сохранностью контингента; • недостаточное стимулирова­ ние труда работников колледжа; • недостаточное участие об­ щественности в управлении дея­ тельностью учреждений. Во всех в арктических райо­ нах Республики Саха (Якутия) не представлены образовательные организации высшего образова­ ния (образовательная организа­ ция, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность). Между тем следует отметить, что создание таких организаций в настоящее время не относит­ ся к полномочиям ни субъекта Российской Федерации, ни му­ ниципальных образований. Кро­ ме того, с учётом Примерного перечня критериев общероссий­ ской системы оценки эффек­ тивности деятельности высших учебных заведений (утв. Мини­ стерством образования и науки РФ 19 июня 2012 г.), среди кото­ рых «средний минимальный балл ЕГЭ (средний по всем направле­ ниям подготовки (специально­ стям) студентов», «доля студен­ тов, зачисленных на обучение по образовательным программам высшего профессионального об­ разования без вступительных ис­ пытаний (победители и призёры заключительного этапа всерос­ сийской олимпиады школьников, члены сборных команд Россий­ ской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предме­ там и сформированных в поряд­ ке, определяемом Минпросвеще- ния России, чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпий­ ских игр и Сурдлимпийских игр, победители и призёры олимпиад школьников)», «доля приведён­ ного контингента студентов, об­ учающихся по договорам с пред­ приятиями и организациями», «количество цитирований в Web o f Science», «доля доходов вуза от НИОКР в общем доходе вуза» и т. д. , принятие решения об от­ крытии вуза (его филиала) в на­ стоящее время не представляется реальным и эффективным реше­ нием. По республике наиболее многочисленный контингент сту­ дентов на сегодня в СВФУ им. М. К.Аммосова: он составляет 14 437 чел., из них за счёт средств феде­ рального бюджета — 13 462 чел. (снижение к 2017 г. составило 16,4 % с одновременным увели­ чением численности обучающих­ ся за счёт средств федерального бюджета на 15,4%). При этом чис­ ленность обучающихся из числа коренных малочисленных наро­ дов Севера составляет на нача­ ло учебного года 2020/2021 г. 937 чел. (по программам высшего об­ разования — 895, по программам среднего профессионального об­ разования — 42). Кроме того, с учётом апро­ бированной в Якутии в течение практически 30 лет системы це­ левого обучения за предела­ ми республики, с привлечением средств республиканского бюд­ | Социальная сфера | Шишигина А. Н.| 8 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz