Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

проведению профориентацион­ ной работы среди населения Ре­ спублики Саха (Якутия) совмест­ но с Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по за­ нятости населения и Министер­ ством по делам молодёжи и се­ мейной политике Республики Саха (Якутия) (утверждён 31 ян­ варя 2018 г.). Реализуются согла­ шения о сотрудничестве с ми­ нистерствами, ведомствами и научными учреждениями в обла­ сти профориентационной дея­ тельности. Соглашения предус­ матривают совместную работу по проектам, связанным с професси­ ональной ориентацией обучаю­ щихся образовательных органи­ заций. На муниципальном уровне реализуются соглашения между общеобразовательными органи­ зациями и различными предпри­ ятиями, учреждениями высшего и среднего профессионального об­ разования, с центрами занятости, с местной администрацией по организации профориентацион­ ной работы. В проекте «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальне­ го востока!» (онлайн-уроки по профессиональному самоопре­ делению) принимают участие 11 регионов Дальнего Востока и 9 регионов Арктической зоны Рос­ сийской Федерации, в том чис­ ле и Республика Саха (Якутия). Ключевое мероприятие Проекта 2019 года — «Всероссийский про­ фориентационный урок «Начни трудовую биографию с Аркти­ ки и Дальнего Востока!» прошел в Республике Саха (Якутия) в 117 образовательных организаци­ ях, участие в уроке приняли 5038 обучающихся. Совместно с НКО «Фонд со­ действия развитию Севера Респу­ блики Саха (Якутия)» реализуется проект «ПРО Консолидация». В данном проекте принимают уча­ стие учащиеся 9-11 классов сель­ ских школ арктических и про­ мышленных районов республики. Реализуется проект «Моло­ дежь в авиацию» совместно с АО «АК «Полярные авиалинии», в ко­ тором принимают участие и обу­ чающиеся общеобразовательных организаций п. Тикси Булунского района, п. Батагай Верхоянского района, п. Зырянка Верхнеколым­ ского района. Есть и другие при­ меры проектов в данном направ­ лении. Вместе с тем очевидны про­ блемы с базовой составляю­ щей общего образования в ча­ сти профилизации обучающихся старших классов. Так, по данным Саха(Якутия)стат численность обучающихся в дневных государ­ ственных и муниципальных об­ разовательных организациях в арктических районах Якутии со­ ставила на 2018/2019 гг. 10723 чел. При этом из числа обучаю­ щихся общеобразовательных ор­ ганизаций арктических районов республики профильным обра­ зованием охвачены всего лишь чуть более 650 (удельный вес ар­ ктических районов в общем чис­ ле обучающихся по профилю в Якутии составляет 5,9 %). Более всего здесь представлено агро- технологическое направление — 28,8 % от всех охваченных про­ фильным обучением учащихся 10-11(12) классов (по республике аналогично самый широко пред­ ставленный профиль — 12 %). Не­ большим процентом в старших ступенях общеобразовательных организаций в якутской Аркти­ ке представлены иные направле­ ния: информационные техноло­ гии, социально-экономическое, социо-гуманитарное, филологи­ ческое, физико-математическое, химико-биологическое и др. В отличие от других районов Якутии здесь не созданы группы профильного обучения по направ­ лениям «индустриально-техноло­ гическое», «физико-химическое», «биолого-географическое», «ху­ дожественно -эсте тическое» , «оборонно-спортивное». Наиболее плачевным можно считать состояние профильного обучения по таким направлени­ ям как «физико-математическое» и «химико-биологическое». По отдельным направлениям про­ фильного обучения: «инду­ стриально-технологический», «физико-химический», «оборон­ но-спортивный» и др. обучение в арктических районах Якутии не ведётся. Что касается среднего про­ фессионального и высшего обра­ зования в арктической Якутии, то отметим следующее. Непосред­ ственно в арктических районах действует два профессиональных образовательных учреждения — Арктический колледж народов Севера в п. Черский Нижнеко­ лымского района и Центр подго­ товки рабочих кадров «Арктика» с филиалами в Батагае, Жиганске и Тикси. Если в Республике Саха (Яку­ тия) в целом в структуре подго­ товки кадров значительно пре­ обладают прочие направления (медицина, образование, культу­ ра, сервис, ИТ и другие), то в её арктических направлениях это преобладание не столь велико, но значительно больше осущест­ вляется подготовка по сельскохо­ зяйственным направлениям. В Арктической зоне Респу­ блики Саха (Якутия) в системе среднего профессионального об­ разования учитываются следую­ щие особенности: обширность территории, востребованность на рынке труда преимущественно программ подготовки по средне­ технологическим направлениям подготовки. Арктические профессио­ нальные образовательные уч­ реждения характеризуются низ­ кой наполняемостью учебных групп (не более 12 чел.), ориен­ тацией на социальные функции, повышенным расходом, износом 8 4 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz