Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

Территория арктических рай­ онов Республики Саха (Якутия) является местом традиционно­ го проживания коренных мало­ численных народов Севера. В перечень мест традиционного проживания и традиционной хо­ зяйственной деятельности ко­ ренных малочисленных народов Российской Федерации входят 70 населённых пунктов 21 района Республики Саха (Якутия), из них 49 населённых пунктов или 70 % расположены в арктических рай­ онах. Общая численность корен­ ных малочисленных народов по данным Всероссийской перепи­ си населения (ВПН) 2010 года со­ ставила 39 936 человек, из них 20 326 человек или 51 % проживают в 13 арктических районах. Соглас­ но ВПН-2010 численность всех коренных малочисленных на­ родов Севера возросла, однако прирост был гораздо меньше, чем в 1989-2002 гг. Отличительной чертой демографической моде­ ли коренных малочисленных на­ родов Севера в предшествующие десятилетия были относительно высокий уровень рождаемости и высокий уровень смертности. Среди коренных малочислен­ ных народов Севера в республике по данным ВПН-2010 в основном население представлено лицами со средним профессиональным образованием (таблица 1). Таблица 1. Уровень образования коренны х малочисленны х народов Севера (по данным Все россий ской переписи населения 2010 года) На 1000 человек в возрасте 15 и более лет, указавших уровень образования имеют проф ессиональное образование имеют общее образование высшее (послевузовское) неполное высшее среднее начальное среднее (полное) о сновное начальное Всего по республике 220,8 51,2 313,2 51,8 223,6 101,7 31,6 из них: эвенки 141,4 43,0 227,3 67,5 307,8 152,9 51,1 эвены 121,9 46,2 223,1 57,4 334,5 161,0 46,8 долганы 124,1 42,2 168,6 120,2 277,9 189,7 67,1 юкагиры 147,1 55,2 217,2 41,4 298,9 195,4 43,7 чукчи 58,7 25,2 213,8 46,1 291,4 304,0 56,6 Рассматривая вопросы обра­ зования коренных малочисленных народов Севера, столь ярко выра­ женную специфику можно наблю­ дать лишь на базе кочевых школ. С целью обеспечения доступно­ сти образования в условиях коче­ вья первые подобные школы были созданы в 20-30-х гг. ХХ века. Со­ временные кочевые школы — это новые модели мобильного обра­ зовательного учреждения, кото­ рые адаптируют систему школьно­ го образования в условиях кочевья с использованием новых образо­ вательных технологий. В Якутии, как и в других ар­ ктических регионах страны, ра­ ботают кочевые школы, деятель­ ность которых регламентируется региональным законодательством. В Республике Саха (Якутия) дей­ ствует 11 кочевых школ на базе об­ разовательных организаций (Оле­ негорская летняя кочевая школа Аллаиховского района, Утаин- ская станционарно-кочевая шко­ ла-сад Верхнеколымского района, эвенская начальная кочевая шко­ ла-сад «Нэргэт» Кобяйского рай­ она, структурное подразделение Улахан-Чистайской СОШ им. В. Д. Лебедева в Момском районе, се­ тевая кочевая школа-сад «Айлик» Томпонского района, основные общеобразовательные малоком­ плектные кочевые школы № 38 и № 40 Алданского района, летняя этно-экологическая кочевая (ма­ локомплектная) школа «Авдан- на» Олекминского района, кочевая школа-детский сад «Кёнэлэкэн» Оленекского эвенкийского наци­ онального района, начальная шко­ ла-детский сад кочевой родовой общины «Нутендли», Улахан-Кю- ельская кочевая малокомплектная начальная общеобразовательная школа Анабарского национально­ го (долгано-эвенкийского) района). В арктических районах Якутии — 6 кочевых школ. В 5 кочевых образовательных учреждениях обучение ведётся с эвенским этнокультурным компо­ нентом, в 4-х — с эвенкийским, в одном — с чукотским и ещё в од­ ном — с долганским. На эффективность и резуль­ тативность реализации программ развития кочевых школ влияют ряд факторов: социокультурная сре­ да; заинтересованность обществ; специальная подготовка педагоги­ ческих кадров; материально-тех­ ническая, учебно-методическая обеспеченность образовательно­ го учреждения. Основными факто­ рами для развития кочевых школы на сегодня являются всё же во­ просы укрепления учебно-мате­ риальной базы и обеспеченность педагогическими кадрами соглас­ но требованиям ФГОС нового по­ коления. 8 2 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz