Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
ни — во время формирования его характера и получения основно го объёма знаний и навыков [15, с. 159], поэтому сохранить свою эт ническую идентичность и родной язык в будущем ему будет гораздо легче. Образование в кочевой шко ле — это принципиально новая, со временная и перспективная форма человеко-, природо- и культуросо образной образовательной дея тельности. Она перспективна, не смотря на свою первоначальную экономическую «затратность» (об учение ребёнка здесь обходится в несколько раз дороже, чем в обыч ной школе), так как является необ ходимой основой для сохранения традиционных, высокоэкологич ных отраслей хозяйства Аркти ки. Также в ней может проводиться начальная адаптация детей к жиз ни в современном обществе. Сле довательно, оптимальной формой предоставления образования для детей из кочевых семей являет ся совмещение двух данных типов образовательных организаций на разных этапах жизни ребенка. Кстати, такие проекты реали зуются не только в АЗРФ. Напри мер, не менее интересный проект, реализуется с 2017 году в Кош-А- гачском районе Республики Алтай, который называется «Кочевник». Он создан для детей дошкольно го возраста, которые находятся на труднодоступных территориях и обучаются по российской про грамме «От рождения до школы». Детей обеспечивают творческими материалами для развития опреде лённых навыков. По мнению авторов, пробле ме образования КМНС уделяется серьёзное внимание в федераль ных и региональных документах. Например, в Республике Саха (Яку тия), помимо вышеперечислен ных документов действуют ещё и республиканские программы. Это Стратегия развития арктической зоны Республики Саха (Якутия), которая утверждена Указом Гла вы РС(Я) от 14.08.2020 г. «О Стра тегии социально-экономического развития Арктической зоны Ре спублики Саха (Якутия) на период до 2035 года». В данной стратегии реализуется целый ряд проектов, связанных с образованием. Недав но в Якутии Распоряжением Пра вительства РС(Я) от 23.03.2021 г. № 250-р была принята Концеп ция устойчивого развития корен ных малочисленных народов Севе ра РС(Я), которая предусматривает: •увеличение числа лиц, отно сящихся к малочисленным народам и получивших среднее (полное) общее образование, начальное, среднее и высшее профессиональ ное образование; • подготовку высококвалифи цированных кадров для организа ций, осуществляющих традицион ную хозяйственную деятельность малочисленных народов. Литература 1. Боякова С. И. О своение А р ктики и народы С еверо-Востока А зии: X IX — 3 0 -е годы X X в. Якутск, 2004. 38 с. 2. Цель 4: О беспечение всеохватного и справедливого качественного о б ра зо вания и поощ ре -н ие возм ож ности обучения на протяж ении всей ж изни для всех // Цели в области устойчи-вого развития [Э лектронны й ресурс]. URL: https://w w w .un.org/ sustainabLedeveLopm ent/ru/education/ 3. Указ Главы РС (Я) «О Стратегии социально-эконом ического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» [Э лектронны й ресурс]. URL: https://w ww .sakha.gov.ru/new s/front/view /id/3204989 4. Замятин К., Пасанен А., Саарикиви Я. Как и зачем сохранять языки народов Рос сии? Х ель-синки, 2012. 5. Коломиец О. П. О некоторых аспектах социального развития коренны х народов Чукотки / / Европейский журнал социальных наук. 2012. № 11. С. 270-275. 6. Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2021 г. № 9 78-р О б утверж дении програм-мы государственной поддержки трад иц ионной хозяйственной деятельности коренны х м а-лочисленных народов РФ, осущ ествляемой в Арктической зоне РФ [Элек тронны й ресурс]. URL: h ttp s://w w w .g a ra n t.ru /p ro d u cts/ip o /p rim e /d o c/4 0 0 5 6 0 8 9 6 / 7. Вахтин Н. Б. Языки народов Севера в Х Х веке. О черки языкового сдвига. СП б: Д м и трий Буланин, 2001. 338 с. 8. О бразование для коренных народов С ибири: социокультурная роль Н о в о си б и р ского госу-дарственного университета / / Н. С.Д иканский, Ю. В. Пошков, В. В. Радченко, И. В. С вири-дов, Е. А. Тюгашев, В. Я. Ш атрова. Н ово сиб ир ск: Нонпарель, 2005. 360 с. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общ его о б разования (утв. приказом М инистерства образования и науки РФ от 6 октября 200 9 г. № 373) [Э лек-тронны й ресурс]. URL: h ttp s://fgo s.ru /. Дата доступа: 2009г. 10. Карлов 200 4 — Карлов В. В. Э тнокультурные процессы новейш его времени. М., 1995. 11. Лярская Е. В. Северные интернаты и трансформация тр ад иц ионной культуры (на примере ненцев Ямала): Д ис. ... канд. ист. наук. СПб., 2003. 12. Хеленяк Т. П опуляционны е изменения на периф ерии: изм енение схем миграции на Русском Севере / / Т. Хеленяк / / Сибирика: меж дисциплинарный журнал сиб ир ских ис следований. 2010. Т. 9. № 3. C. 9 -4 0 . 13. Указ Главы РС(Я) «О Стратегии социально-эконом ического развития А р к ти ч е ской зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» [Э лектронны й ресурс]. URL: https://w ww .sakha.gov.ru/new s/front/view /id/3204989 14. Ларуэль М. Д емографические вызовы российской А р ктики [Текст] / М. Ларуэль / / Российский аналитический сборник. 2011. Т. 96. С. 8-10. 15. Ушакова С. Н. Кочевая школа / / И сторическая энциклопедия С ибири. Том 2. Н о в о сиб ир ск: И сторическое наследие С ибири, 2009. | Социальная сфера | Подопросветова Н. И., Воротников А. М. | 7 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz