Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

ни — во время формирования его характера и получения основно­ го объёма знаний и навыков [15, с. 159], поэтому сохранить свою эт­ ническую идентичность и родной язык в будущем ему будет гораздо легче. Образование в кочевой шко­ ле — это принципиально новая, со­ временная и перспективная форма человеко-, природо- и культуросо­ образной образовательной дея­ тельности. Она перспективна, не­ смотря на свою первоначальную экономическую «затратность» (об­ учение ребёнка здесь обходится в несколько раз дороже, чем в обыч­ ной школе), так как является необ­ ходимой основой для сохранения традиционных, высокоэкологич­ ных отраслей хозяйства Аркти­ ки. Также в ней может проводиться начальная адаптация детей к жиз­ ни в современном обществе. Сле­ довательно, оптимальной формой предоставления образования для детей из кочевых семей являет­ ся совмещение двух данных типов образовательных организаций на разных этапах жизни ребенка. Кстати, такие проекты реали­ зуются не только в АЗРФ. Напри­ мер, не менее интересный проект, реализуется с 2017 году в Кош-А- гачском районе Республики Алтай, который называется «Кочевник». Он создан для детей дошкольно­ го возраста, которые находятся на труднодоступных территориях и обучаются по российской про­ грамме «От рождения до школы». Детей обеспечивают творческими материалами для развития опреде­ лённых навыков. По мнению авторов, пробле­ ме образования КМНС уделяется серьёзное внимание в федераль­ ных и региональных документах. Например, в Республике Саха (Яку­ тия), помимо вышеперечислен­ ных документов действуют ещё и республиканские программы. Это Стратегия развития арктической зоны Республики Саха (Якутия), которая утверждена Указом Гла­ вы РС(Я) от 14.08.2020 г. «О Стра­ тегии социально-экономического развития Арктической зоны Ре­ спублики Саха (Якутия) на период до 2035 года». В данной стратегии реализуется целый ряд проектов, связанных с образованием. Недав­ но в Якутии Распоряжением Пра­ вительства РС(Я) от 23.03.2021 г. № 250-р была принята Концеп­ ция устойчивого развития корен­ ных малочисленных народов Севе­ ра РС(Я), которая предусматривает: •увеличение числа лиц, отно­ сящихся к малочисленным народам и получивших среднее (полное) общее образование, начальное, среднее и высшее профессиональ­ ное образование; • подготовку высококвалифи­ цированных кадров для организа­ ций, осуществляющих традицион­ ную хозяйственную деятельность малочисленных народов. Литература 1. Боякова С. И. О своение А р ктики и народы С еверо-Востока А зии: X IX — 3 0 -е годы X X в. Якутск, 2004. 38 с. 2. Цель 4: О беспечение всеохватного и справедливого качественного о б ра зо ­ вания и поощ ре -н ие возм ож ности обучения на протяж ении всей ж изни для всех // Цели в области устойчи-вого развития [Э лектронны й ресурс]. URL: https://w w w .un.org/ sustainabLedeveLopm ent/ru/education/ 3. Указ Главы РС (Я) «О Стратегии социально-эконом ического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» [Э лектронны й ресурс]. URL: https://w ww .sakha.gov.ru/new s/front/view /id/3204989 4. Замятин К., Пасанен А., Саарикиви Я. Как и зачем сохранять языки народов Рос­ сии? Х ель-синки, 2012. 5. Коломиец О. П. О некоторых аспектах социального развития коренны х народов Чукотки / / Европейский журнал социальных наук. 2012. № 11. С. 270-275. 6. Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2021 г. № 9 78-р О б утверж дении програм-мы государственной поддержки трад иц ионной хозяйственной деятельности коренны х м а-лочисленных народов РФ, осущ ествляемой в Арктической зоне РФ [Элек­ тронны й ресурс]. URL: h ttp s://w w w .g a ra n t.ru /p ro d u cts/ip o /p rim e /d o c/4 0 0 5 6 0 8 9 6 / 7. Вахтин Н. Б. Языки народов Севера в Х Х веке. О черки языкового сдвига. СП б: Д м и ­ трий Буланин, 2001. 338 с. 8. О бразование для коренных народов С ибири: социокультурная роль Н о в о си б и р ­ ского госу-дарственного университета / / Н. С.Д иканский, Ю. В. Пошков, В. В. Радченко, И. В. С вири-дов, Е. А. Тюгашев, В. Я. Ш атрова. Н ово сиб ир ск: Нонпарель, 2005. 360 с. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общ его о б ­ разования (утв. приказом М инистерства образования и науки РФ от 6 октября 200 9 г. № 373) [Э лек-тронны й ресурс]. URL: h ttp s://fgo s.ru /. Дата доступа: 2009г. 10. Карлов 200 4 — Карлов В. В. Э тнокультурные процессы новейш его времени. М., 1995. 11. Лярская Е. В. Северные интернаты и трансформация тр ад иц ионной культуры (на примере ненцев Ямала): Д ис. ... канд. ист. наук. СПб., 2003. 12. Хеленяк Т. П опуляционны е изменения на периф ерии: изм енение схем миграции на Русском Севере / / Т. Хеленяк / / Сибирика: меж дисциплинарный журнал сиб ир ских ис­ следований. 2010. Т. 9. № 3. C. 9 -4 0 . 13. Указ Главы РС(Я) «О Стратегии социально-эконом ического развития А р к ти ч е ­ ской зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года» [Э лектронны й ресурс]. URL: https://w ww .sakha.gov.ru/new s/front/view /id/3204989 14. Ларуэль М. Д емографические вызовы российской А р ктики [Текст] / М. Ларуэль / / Российский аналитический сборник. 2011. Т. 96. С. 8-10. 15. Ушакова С. Н. Кочевая школа / / И сторическая энциклопедия С ибири. Том 2. Н о в о ­ сиб ир ск: И сторическое наследие С ибири, 2009. | Социальная сфера | Подопросветова Н. И., Воротников А. М. | 7 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz