Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

дальнейшего повышения профес­ сиональной квалификации. Пред­ полагается внесение необходимых изменений в Типовое положе­ ние об общеобразовательном уч­ реждении и существующую ти­ пологию общеобразовательных учреждений, ориентированное на законодательное утверждение данных типов и видов образова­ тельных учреждений. Кроме этого, важность име­ ет такая форма образовательных организаций, как агрошкола. Она представляет собой государствен­ ную или муниципальную общеоб­ разовательную организацию, рас­ положенную в сельской местности. В расписании уроков агрошко­ лы помимо общеобразовательных предметов присутствуют и пред­ меты, связанные с ведением сель­ ского хозяйства. В результате она даёт как общее образование, так и научную базу для правильного ведения традиционных видов хо­ зяйствования. Целью агрошкол яв­ ляется подготовка школьников к сельскохозяйственному труду, по­ этому они должны являться цен­ трами профессиональной ориен­ тации молодёжи. В наибольшей степени они распространены в Ре­ спублике Саха (Якутия). Хорошим примером является «Арктический колледж народов Севера» в по­ селке Черский Нижнеколымского района Якутии. Он является един­ ственным в республике образова­ тельным учреждением, в котором готовят дипломированных олене­ водов. Также востребованными про­ фессионалами на территории Крайнего Севера являются пере­ водчики родных языков народов Севера, филологи-исследователи, зооинженеры, зоотехники и оле­ неводы. Для этого создаются про­ граммы обучения студентов бака­ лавриата «Традиционные отрасли Севера», где выпускники получа­ ют теоретические знания и прак­ тические навыки в сферах зоотех­ ники в северном животноводстве, зоогигиены, в сфере рыбного про­ мысла Севера, механизации и авто­ матизации в животноводстве и ве­ теринарии. Проект «Международная Ар­ ктическая школа» связан с дистан­ ционным обучением в отдалён­ ных и малокомплектных школах для получения там в полном объ­ ёме уровня образования по об­ разовательному стандарту. Осу­ ществляется подключение всех школ к высокоскоростному ин­ тернету, позволяющему одновре­ менно и активно использовать современные ресурсы для созда­ ния единой сети дистанционно­ го образования под руководством «Международной арктической школы» в соответствии с требова­ ниями образовательного стандар­ та, включая оснащение учреждений в труднодоступных населенных пунктах средствами дистанцион­ ного обучения. Ещё один пример — это со­ здание кочевых детских садов и школ в пяти регионах России (Яма­ ло-Ненецкий и Ханты-Мансий­ ский автономные округа, Респу­ блики Коми и Саха, Архангельская область). Необходимо изменить систему обучения детей с помо­ щью оленеводов, которые будут оказывать поддержку преподавате­ лям при перемещении по бескрай­ ней тундре. Кочевые учителя — это категория специалистов, которые знают родной язык, национальные обычаи и традиции народов, а так­ же обладают практическими навы­ ками вождения снегоходов и выжи­ вания в экстремальных условиях. В Ямальском многопрофильном кол­ ледже проходит обучение таких специалистов по специальности «Преподавание в начальных клас­ сах» с дополнительной специали­ зацией «Кочевой учитель». Обуче­ ние ведут 32 педагога [14]. С 2017 года в г. Санкт-Петербурге на базе Российского государственного пе­ дагогического университета имени А. И. Герцена (Институт народов Севера) начали готовить кочевых учителей для работы с детьми оле­ неводов. Планируется увеличение числа кочевых учителей в России в 7 раз. Заинтересованность в созда­ нии кафедр в университетах выра­ зили вузы Якутии и Архангельска. Проект «Кочевая школа» в ЯНАО осуществляет свою дея­ тельность более пяти лет, по ре­ зультатам которого образование в тундре предоставляют 17 детских садов и 5 школ, в которых учатся свыше двухсот детей. Здесь и про­ исходит тандем преподавателей и оленеводов, которые либо жи­ вут вместе в чумах, либо приезжа­ ют несколько раз в неделю на сне­ гоходах, чтобы проводить занятия. Детей там обучают математике, русскому языку, изобразительно­ му искусству, чтению, технологиям пошива изделий из меха, основам рыбалки и охоты. В таких учебных структурах очень важно наличие и качественная подготовка препода­ вателей со знанием родных языков народов Севера. В результате реа­ лизации данного проекта такая на­ правленность подготовки детей ведет к более успешной адаптации и деятельности ребёнка при по­ ступлении в школу и дальнейшем обучении. Так происходит, потому что дети получают и дошкольное образование, и навыки говорения и чтения на родном языке, сохраняя свои культурно-исторические тра­ диции. По данным Департамента образования и молодёжной поли­ тики ХМАО — Югры, с 2013 года в дошкольных образовательных ор­ ганизациях Березовского и Бело- ярского районов разрабатывается пилотный проект «Языковое гнез­ до», который нацелен на изучение коренными малочисленными на­ родами их родного языка. Благо­ даря кочевым садам-школам дети имеют возможность получать до­ школьное и начальное общее об­ разование в привычной для себя обстановке, что, безусловно, по­ ложительно влияет на их развитие. Кочевая школа позволяет обеспе­ чить ребёнку знакомую обстанов­ ку на самом важном этапе его жиз- 7 8 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz