Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
дальнейшего повышения профес сиональной квалификации. Пред полагается внесение необходимых изменений в Типовое положе ние об общеобразовательном уч реждении и существующую ти пологию общеобразовательных учреждений, ориентированное на законодательное утверждение данных типов и видов образова тельных учреждений. Кроме этого, важность име ет такая форма образовательных организаций, как агрошкола. Она представляет собой государствен ную или муниципальную общеоб разовательную организацию, рас положенную в сельской местности. В расписании уроков агрошко лы помимо общеобразовательных предметов присутствуют и пред меты, связанные с ведением сель ского хозяйства. В результате она даёт как общее образование, так и научную базу для правильного ведения традиционных видов хо зяйствования. Целью агрошкол яв ляется подготовка школьников к сельскохозяйственному труду, по этому они должны являться цен трами профессиональной ориен тации молодёжи. В наибольшей степени они распространены в Ре спублике Саха (Якутия). Хорошим примером является «Арктический колледж народов Севера» в по селке Черский Нижнеколымского района Якутии. Он является един ственным в республике образова тельным учреждением, в котором готовят дипломированных олене водов. Также востребованными про фессионалами на территории Крайнего Севера являются пере водчики родных языков народов Севера, филологи-исследователи, зооинженеры, зоотехники и оле неводы. Для этого создаются про граммы обучения студентов бака лавриата «Традиционные отрасли Севера», где выпускники получа ют теоретические знания и прак тические навыки в сферах зоотех ники в северном животноводстве, зоогигиены, в сфере рыбного про мысла Севера, механизации и авто матизации в животноводстве и ве теринарии. Проект «Международная Ар ктическая школа» связан с дистан ционным обучением в отдалён ных и малокомплектных школах для получения там в полном объ ёме уровня образования по об разовательному стандарту. Осу ществляется подключение всех школ к высокоскоростному ин тернету, позволяющему одновре менно и активно использовать современные ресурсы для созда ния единой сети дистанционно го образования под руководством «Международной арктической школы» в соответствии с требова ниями образовательного стандар та, включая оснащение учреждений в труднодоступных населенных пунктах средствами дистанцион ного обучения. Ещё один пример — это со здание кочевых детских садов и школ в пяти регионах России (Яма ло-Ненецкий и Ханты-Мансий ский автономные округа, Респу блики Коми и Саха, Архангельская область). Необходимо изменить систему обучения детей с помо щью оленеводов, которые будут оказывать поддержку преподавате лям при перемещении по бескрай ней тундре. Кочевые учителя — это категория специалистов, которые знают родной язык, национальные обычаи и традиции народов, а так же обладают практическими навы ками вождения снегоходов и выжи вания в экстремальных условиях. В Ямальском многопрофильном кол ледже проходит обучение таких специалистов по специальности «Преподавание в начальных клас сах» с дополнительной специали зацией «Кочевой учитель». Обуче ние ведут 32 педагога [14]. С 2017 года в г. Санкт-Петербурге на базе Российского государственного пе дагогического университета имени А. И. Герцена (Институт народов Севера) начали готовить кочевых учителей для работы с детьми оле неводов. Планируется увеличение числа кочевых учителей в России в 7 раз. Заинтересованность в созда нии кафедр в университетах выра зили вузы Якутии и Архангельска. Проект «Кочевая школа» в ЯНАО осуществляет свою дея тельность более пяти лет, по ре зультатам которого образование в тундре предоставляют 17 детских садов и 5 школ, в которых учатся свыше двухсот детей. Здесь и про исходит тандем преподавателей и оленеводов, которые либо жи вут вместе в чумах, либо приезжа ют несколько раз в неделю на сне гоходах, чтобы проводить занятия. Детей там обучают математике, русскому языку, изобразительно му искусству, чтению, технологиям пошива изделий из меха, основам рыбалки и охоты. В таких учебных структурах очень важно наличие и качественная подготовка препода вателей со знанием родных языков народов Севера. В результате реа лизации данного проекта такая на правленность подготовки детей ведет к более успешной адаптации и деятельности ребёнка при по ступлении в школу и дальнейшем обучении. Так происходит, потому что дети получают и дошкольное образование, и навыки говорения и чтения на родном языке, сохраняя свои культурно-исторические тра диции. По данным Департамента образования и молодёжной поли тики ХМАО — Югры, с 2013 года в дошкольных образовательных ор ганизациях Березовского и Бело- ярского районов разрабатывается пилотный проект «Языковое гнез до», который нацелен на изучение коренными малочисленными на родами их родного языка. Благо даря кочевым садам-школам дети имеют возможность получать до школьное и начальное общее об разование в привычной для себя обстановке, что, безусловно, по ложительно влияет на их развитие. Кочевая школа позволяет обеспе чить ребёнку знакомую обстанов ку на самом важном этапе его жиз- 7 8 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz