Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
проживая в интернатах на государ ственном обеспечении, где есть электричество, отопление, водо провод, учащихся кормят, одевают, подростки не хотят возвращаться к сложному и некомфортному ко чевому быту. Поэтому некоторые дети после обучения в интернатах не могут найти своё место вжизни, потому что оказываются оторван ными от реального мира и не пони мают, как вписаться в поселковую или городскую жизнь [11]. Если предоставление обра зовательных и социальных услуг в арктических регионах будет осу ществляться, опираясь на тради ции и культурные обычаи мест ных народов Севера, то его роль в управлении всем образователь ным процессом возрастёт. Имен но адаптация социальных услуг к специфическим характеристикам местного населения и более ак тивное их влияние на систему об разования, медицины и культуры могут помочь в обеспечении до ступности качественных соци альных услуг и образования для населения малых и средних сёл Арктики, и тем самым, будет по вышаться уровень популярности работы вАрктике и решаться про блема кадрового потенциала [12]. Требуется разработка новых мето дов и образовательных техноло гий этнической идентификации, а именно, поиск адекватных для каждого народа новых образова тельных стратегий, учитывающих и характер их жизнедеятельности, и специфику природно-климатиче ских условий, и особенности эт носоциальной среды, ориентиро ванных, в частности, на развитие и интеграцию этнической и граж данской идентичности. Для этого требуется разработка особых об разовательных стандартов, специ альных образовательных про грамм, учитывающих, в частности, на уровне высшего образования инклюзивный характер образова ния коренных малочисленных на родов Арктики, в соответствии с принципами образования для ми норитарных групп, выработанных ЮНЕСКО. Так, в рамках исполнения Ука за Главы Республики Саха (Яку тия) от 22 ноября 2018 г. № 190 «О стратегических направлениях раз вития образования в Республике Саха (Якутия)», главной целью ко торого является повышение уров ня и качества жизни человека вАр ктической зоне Республики Саха (Якутия) на основе инновационно го и гармоничного с окружающей средой раскрытия экономическо го потенциала арктических райо нов, обеспечивается реализация стратегического приоритета по развитию человеческого капитала, направления которого сосредото чены на улучшении демографиче ской ситуации путём реализации целей, направленных на закре пление и привлечение населения в Арктическую зону Республики Саха (Якутия), на снижении уров ня бедности населения, коренном улучшении репродуктивного здо ровья населения, снижении смерт ности, духовном развитии и про паганде семейных ценностей, а также на подготовке конкуренто способных кадров из числа мест ного населения и устойчивом раз витии коренных малочисленных народов Севера. Важная роль Стра тегии уделяется развитию образо вания КМНС, а именно разработке системы непрерывного образо вания, дистанционного обучения, выравниванию образовательных возможностей: начиная от органи зации летнего образовательного отдыха детей и заканчивая строи тельством современных школ. Це лью является повышение качества и доступности образования, вос питание гармонично развитой и конкурентоспособной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России и наци онально-культурных традиций на родов Севера [13]. В рамках Стратегии существу ет несколько проектов, разработка которых направлена на повышение социального и образовательно го уровней местного населения, на модернизацию материально-тех нической базы образовательных организаций, на повышение каче ства и доступности образования на основе обеспечения цифрового равенства и внедрения новых форм обучения, на привлечение специа листов по контракту в арктические образовательные организации и создание условий со стороны му ниципальных органов управления для закрепления специалистов на местах, что, соответственно, по может арктическим регионам вос полнить дефицит кадров. Проект «Дети Арктики» явля ется первым и важнейшим в систе ме образования детей коренных народов Арктической зоны. Он на правлен на создание условий для нормального физического, пси хического и культурного развития детей Арктики, доведения уров ня и качества их жизни до сред нероссийских показателей. Он развивается в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Республиках Коми и Саха, Архангельской области, а также в Норвегии и Финляндии. Опыт Ре спублики Саха (Якутия) стал пилот ным в сфере кочевого образова ния. При поддержке Федерального агентства по делам национально стей в 2019 году инициированный республикой проект «Дети Аркти ки» приобрёл статус международ ного проекта в Арктическом сове те. А также планируется разработка данного проекта для дополнитель ного образования. Не менее важным является проект «Сельский учитель» или «Учитель Арктики», идея которо го подразумевает развитие малых школ Арктики с помощью подго товки педагогов, именно для спец ифической работы в арктических сельских школах. Учитывается не обходимость закрепления выпуск ников вузов на местах в сельской местности после получения ди плома о высшем образовании для | Социальная сфера | Подопросветова Н. И., Воротников А. М. | 7 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz