Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

проживая в интернатах на государ­ ственном обеспечении, где есть электричество, отопление, водо­ провод, учащихся кормят, одевают, подростки не хотят возвращаться к сложному и некомфортному ко­ чевому быту. Поэтому некоторые дети после обучения в интернатах не могут найти своё место вжизни, потому что оказываются оторван­ ными от реального мира и не пони­ мают, как вписаться в поселковую или городскую жизнь [11]. Если предоставление обра­ зовательных и социальных услуг в арктических регионах будет осу­ ществляться, опираясь на тради­ ции и культурные обычаи мест­ ных народов Севера, то его роль в управлении всем образователь­ ным процессом возрастёт. Имен­ но адаптация социальных услуг к специфическим характеристикам местного населения и более ак­ тивное их влияние на систему об­ разования, медицины и культуры могут помочь в обеспечении до­ ступности качественных соци­ альных услуг и образования для населения малых и средних сёл Арктики, и тем самым, будет по­ вышаться уровень популярности работы вАрктике и решаться про­ блема кадрового потенциала [12]. Требуется разработка новых мето­ дов и образовательных техноло­ гий этнической идентификации, а именно, поиск адекватных для каждого народа новых образова­ тельных стратегий, учитывающих и характер их жизнедеятельности, и специфику природно-климатиче­ ских условий, и особенности эт­ носоциальной среды, ориентиро­ ванных, в частности, на развитие и интеграцию этнической и граж­ данской идентичности. Для этого требуется разработка особых об­ разовательных стандартов, специ­ альных образовательных про­ грамм, учитывающих, в частности, на уровне высшего образования инклюзивный характер образова­ ния коренных малочисленных на­ родов Арктики, в соответствии с принципами образования для ми­ норитарных групп, выработанных ЮНЕСКО. Так, в рамках исполнения Ука­ за Главы Республики Саха (Яку­ тия) от 22 ноября 2018 г. № 190 «О стратегических направлениях раз­ вития образования в Республике Саха (Якутия)», главной целью ко­ торого является повышение уров­ ня и качества жизни человека вАр­ ктической зоне Республики Саха (Якутия) на основе инновационно­ го и гармоничного с окружающей средой раскрытия экономическо­ го потенциала арктических райо­ нов, обеспечивается реализация стратегического приоритета по развитию человеческого капитала, направления которого сосредото­ чены на улучшении демографиче­ ской ситуации путём реализации целей, направленных на закре­ пление и привлечение населения в Арктическую зону Республики Саха (Якутия), на снижении уров­ ня бедности населения, коренном улучшении репродуктивного здо­ ровья населения, снижении смерт­ ности, духовном развитии и про­ паганде семейных ценностей, а также на подготовке конкуренто­ способных кадров из числа мест­ ного населения и устойчивом раз­ витии коренных малочисленных народов Севера. Важная роль Стра­ тегии уделяется развитию образо­ вания КМНС, а именно разработке системы непрерывного образо­ вания, дистанционного обучения, выравниванию образовательных возможностей: начиная от органи­ зации летнего образовательного отдыха детей и заканчивая строи­ тельством современных школ. Це­ лью является повышение качества и доступности образования, вос­ питание гармонично развитой и конкурентоспособной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России и наци­ онально-культурных традиций на­ родов Севера [13]. В рамках Стратегии существу­ ет несколько проектов, разработка которых направлена на повышение социального и образовательно­ го уровней местного населения, на модернизацию материально-тех­ нической базы образовательных организаций, на повышение каче­ ства и доступности образования на основе обеспечения цифрового равенства и внедрения новых форм обучения, на привлечение специа­ листов по контракту в арктические образовательные организации и создание условий со стороны му­ ниципальных органов управления для закрепления специалистов на местах, что, соответственно, по­ может арктическим регионам вос­ полнить дефицит кадров. Проект «Дети Арктики» явля­ ется первым и важнейшим в систе­ ме образования детей коренных народов Арктической зоны. Он на­ правлен на создание условий для нормального физического, пси­ хического и культурного развития детей Арктики, доведения уров­ ня и качества их жизни до сред­ нероссийских показателей. Он развивается в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Республиках Коми и Саха, Архангельской области, а также в Норвегии и Финляндии. Опыт Ре­ спублики Саха (Якутия) стал пилот­ ным в сфере кочевого образова­ ния. При поддержке Федерального агентства по делам национально­ стей в 2019 году инициированный республикой проект «Дети Аркти­ ки» приобрёл статус международ­ ного проекта в Арктическом сове­ те. А также планируется разработка данного проекта для дополнитель­ ного образования. Не менее важным является проект «Сельский учитель» или «Учитель Арктики», идея которо­ го подразумевает развитие малых школ Арктики с помощью подго­ товки педагогов, именно для спец­ ифической работы в арктических сельских школах. Учитывается не­ обходимость закрепления выпуск­ ников вузов на местах в сельской местности после получения ди­ плома о высшем образовании для | Социальная сфера | Подопросветова Н. И., Воротников А. М. | 7 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz