Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

•федеральным государствен­ ным бюджетным образовательным учреждением высшего образова­ ния «Арктический государствен­ ный агротехнологический универ­ ситет», • Институтом Севера и Аркти­ ки федерального государственно­ го автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный универ­ ситет». Также цели Программы на­ правлены на разработку мер го­ сударственной поддержки для организаций реального сектора экономики, осуществляющих фи­ нансовую поддержку организаций профессионального образования, реализующих подготовку кадров для традиционной хозяйственной деятельности коренных малочис­ ленных народов; и на проведение мониторинга качества преподава­ ния родных языков, предоставля­ емого представителям коренных малочисленных народов, вклю­ чая проведение анализа качества и обеспеченности учебной и мето­ дической литературой [6]. Полно­ ценное обучение на родном языке возможно только при наличии ли­ тературного языка, что возможно при достаточно развитой системе юридического статуса языка. Языки КМНС не позволяют обеспечить полноценное обучение на них, в том числе из-за небольшого сло­ варного запаса, поэтому основным способом их сохранения и разви­ тия в системе образования явля­ ется изучение этих языков в школе как одного из учебных предметов, и для этого в регионах проживания КМНС в учебные планы в школах включены соответствующие пред­ меты. Одновременно разрабаты­ ваются и учебные пособия как для детей, так и для учителей. Для под­ держки языков КМНС на некото­ рых территориях они признаются в качестве официальных. Например, в Республике Саха (Якутия) наряду с русским языком в качестве вто­ рого государственного закреплён язык саха, а в местах компактно­ го проживания КМНС установле­ ны пять официальных языков: дол­ ганский, чукотский, эвенкийский, эвенский и юкагирский, что спо­ собствует их использованию в по­ вседневной жизни [7]. Кроме этого, необходимо ре­ шать возникающие психологи­ ческие проблемы у представите­ лей КМНС, так как они привыкли к традиционному укладу жизни и не могут долго обходиться без се­ мьи и привычной пищи. «Коренные не могут долго жить без привыч­ ной пищи, семьи. Не все соглаша­ ются ехать на учёбу. У коренных свободное отношение к жизни. Не работают по расписанию, графи­ ку» [8]. Большие расстояния меж­ ду населёнными пунктами, сла­ бая транспортная инфраструктура и дорогой проезд ведут к остро­ му желанию находить специ­ альные способы для получения нужной образовательной инфор­ мации. Поэтому необходимо раз­ вивать и использовать цифровые технологии для дистанционного обучения, которое облегчает по­ лучение образования КМНС, и особенно это важно для кочевых школ. Пункт 4 федерального госу­ дарственного образовательного стандарта начального общего об­ разования предполагает возмож­ ность получения начального обще­ го образования в форме обучения ребёнка как в образовательной организации, так и на дому [9]. Об­ разовательные программы долж­ ны даваться по специальностям, которые могут принести наиболь­ шую пользу для коренных жите­ лей Севера, связанным с сельским хозяйством, ветеринарией, меди­ циной КМНС, образованием, ра­ циональным природопользовани­ ем, традиционными промыслами. Сглаживание пространственных диспропорций за счёт приоритет­ ного развития интернет-техноло­ гий, обеспечения доступной ско­ ростной интернет-связи окажет влияние на внедрение цифровой трансформации и связанное с ней развитие дистанционного образо­ вания. В сфере образования пред­ полагается обеспечение всех об­ разовательных организаций к 2024 году доступом к сети Интернет со скоростью не менее 50 Мб/с в сельской местности и посёлках го­ родского типа. В том случае, если обучение представителей КМНС проходит в образовательной ор­ ганизации, то до начала периода обучения необходимо проводить подготовку к жизни в городе и по­ мощь в адаптации, так как в этом отношении они испытывают боль­ шие проблемы даже в бытовых во­ просах [10]. Учитывая, что сложно­ сти с адаптацией детей возникают уже в интернатах, целесообразно такой процесс начинать ещё в пе­ риод обучения ребёнка в кочевом детском саду-школе. Говоря о современной систе­ ме образования в Арктических ре­ гионах, можно выделить несколь­ ко ключевых концепций системы образования в регионах прожива­ ния коренных народов Севера. По­ мимо знаний учебных предметов и гражданского воспитания, шко­ ла должна сформировать у ребен­ ка «правильную» идентичность: этническую и региональную. Реги­ ональная идентичность обуслов­ ливается общими краеведчески­ ми знаниями (истории, географии, культуры народов данного субъек­ та Федерации), а этническая иден­ тичность характеризуется сохра­ нением традиционной культуры народов Севера. Ранее школы-интернаты ста­ ли универсальной и единствен­ ной формой обучения для детей коренных народов, ведущих тра­ диционное хозяйство. Такая си­ стема предполагает полное госу­ дарственное обеспечение. А если ребёнок большую часть времени с шестилетнего возраста проводит в посёлке, обучаясь в школе-интер­ нате, то он отходит от традицион­ ного образа жизни и утрачивает полученный в ранние годы опыт. Привыкнув к поселковой жизни, 7 6 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz