Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
•федеральным государствен ным бюджетным образовательным учреждением высшего образова ния «Арктический государствен ный агротехнологический универ ситет», • Институтом Севера и Аркти ки федерального государственно го автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный универ ситет». Также цели Программы на правлены на разработку мер го сударственной поддержки для организаций реального сектора экономики, осуществляющих фи нансовую поддержку организаций профессионального образования, реализующих подготовку кадров для традиционной хозяйственной деятельности коренных малочис ленных народов; и на проведение мониторинга качества преподава ния родных языков, предоставля емого представителям коренных малочисленных народов, вклю чая проведение анализа качества и обеспеченности учебной и мето дической литературой [6]. Полно ценное обучение на родном языке возможно только при наличии ли тературного языка, что возможно при достаточно развитой системе юридического статуса языка. Языки КМНС не позволяют обеспечить полноценное обучение на них, в том числе из-за небольшого сло варного запаса, поэтому основным способом их сохранения и разви тия в системе образования явля ется изучение этих языков в школе как одного из учебных предметов, и для этого в регионах проживания КМНС в учебные планы в школах включены соответствующие пред меты. Одновременно разрабаты ваются и учебные пособия как для детей, так и для учителей. Для под держки языков КМНС на некото рых территориях они признаются в качестве официальных. Например, в Республике Саха (Якутия) наряду с русским языком в качестве вто рого государственного закреплён язык саха, а в местах компактно го проживания КМНС установле ны пять официальных языков: дол ганский, чукотский, эвенкийский, эвенский и юкагирский, что спо собствует их использованию в по вседневной жизни [7]. Кроме этого, необходимо ре шать возникающие психологи ческие проблемы у представите лей КМНС, так как они привыкли к традиционному укладу жизни и не могут долго обходиться без се мьи и привычной пищи. «Коренные не могут долго жить без привыч ной пищи, семьи. Не все соглаша ются ехать на учёбу. У коренных свободное отношение к жизни. Не работают по расписанию, графи ку» [8]. Большие расстояния меж ду населёнными пунктами, сла бая транспортная инфраструктура и дорогой проезд ведут к остро му желанию находить специ альные способы для получения нужной образовательной инфор мации. Поэтому необходимо раз вивать и использовать цифровые технологии для дистанционного обучения, которое облегчает по лучение образования КМНС, и особенно это важно для кочевых школ. Пункт 4 федерального госу дарственного образовательного стандарта начального общего об разования предполагает возмож ность получения начального обще го образования в форме обучения ребёнка как в образовательной организации, так и на дому [9]. Об разовательные программы долж ны даваться по специальностям, которые могут принести наиболь шую пользу для коренных жите лей Севера, связанным с сельским хозяйством, ветеринарией, меди циной КМНС, образованием, ра циональным природопользовани ем, традиционными промыслами. Сглаживание пространственных диспропорций за счёт приоритет ного развития интернет-техноло гий, обеспечения доступной ско ростной интернет-связи окажет влияние на внедрение цифровой трансформации и связанное с ней развитие дистанционного образо вания. В сфере образования пред полагается обеспечение всех об разовательных организаций к 2024 году доступом к сети Интернет со скоростью не менее 50 Мб/с в сельской местности и посёлках го родского типа. В том случае, если обучение представителей КМНС проходит в образовательной ор ганизации, то до начала периода обучения необходимо проводить подготовку к жизни в городе и по мощь в адаптации, так как в этом отношении они испытывают боль шие проблемы даже в бытовых во просах [10]. Учитывая, что сложно сти с адаптацией детей возникают уже в интернатах, целесообразно такой процесс начинать ещё в пе риод обучения ребёнка в кочевом детском саду-школе. Говоря о современной систе ме образования в Арктических ре гионах, можно выделить несколь ко ключевых концепций системы образования в регионах прожива ния коренных народов Севера. По мимо знаний учебных предметов и гражданского воспитания, шко ла должна сформировать у ребен ка «правильную» идентичность: этническую и региональную. Реги ональная идентичность обуслов ливается общими краеведчески ми знаниями (истории, географии, культуры народов данного субъек та Федерации), а этническая иден тичность характеризуется сохра нением традиционной культуры народов Севера. Ранее школы-интернаты ста ли универсальной и единствен ной формой обучения для детей коренных народов, ведущих тра диционное хозяйство. Такая си стема предполагает полное госу дарственное обеспечение. А если ребёнок большую часть времени с шестилетнего возраста проводит в посёлке, обучаясь в школе-интер нате, то он отходит от традицион ного образа жизни и утрачивает полученный в ранние годы опыт. Привыкнув к поселковой жизни, 7 6 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz