Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

пунктах, расположенных в удалён­ ных местностях, и сельских на­ селённых пунктах, развитие дис­ танционных образовательных технологий; • на развитие совместно с круп­ ными и средними предприятиями сети профессиональных образо­ вательных организаций, включая создание центров опережающей профессиональной подготовки и оснащение мастерских современ­ ной техникой в соответствии со стандартами WorldSkills; • на поддержку программ раз­ вития федеральных университетов и иных образовательных организа­ ций высшего образования, их инте­ грации с научными организациями и предприятиями. В российской правовой систе­ ме приоритетное значение имеет Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Россий­ ской Федерации»,в котором опре­ делены основные права этих наро­ дов на защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Например, • права на участие в осущест­ влении контроля за использова­ нием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыс­ лами малочисленных народов, в местах традиционного прожива­ ния и хозяйственной деятельности малочисленных народов; • получение от органов госу­ дарственной власти Российской Федерации, органов государствен­ ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного са­ моуправления, организаций всех форм собственности, международ­ ных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые сред­ ства, необходимые для социаль­ но-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обита­ ния, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. Также специальной статьёй закона определены права лиц, от­ носящихся к коренным малочис­ ленным народам, на сохранение и развитие их самобытной куль­ туры. Современное федераль­ ное законодательство исходит из определения коренных малочис­ ленных народов как ведущих тра­ диционный образ жизни, поэто­ му для обеспечения устойчивого развития коренных малочислен­ ных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, создана «Програм­ ма государственной поддерж­ ки традиционной хозяйственной деятельности коренных мало­ численных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации», которая определяет такие цели государственной под­ держки, как •создание и развитие промыш­ ленной и технологической инфра­ структуры традиционной хозяй­ ственной деятельности коренных малочисленных народов; • приведение системы средне­ го профессионального и высшего образования в Арктической зоне Российской Федерации в соответ­ ствие с прогнозом потребности традиционной хозяйственной де­ ятельности коренных малочислен­ ных народов в профессиональных кадрах; • проведение модернизации и обновления материально-техни­ ческой базы организаций среднего профессионального и высшего об­ разования; • разработка федерального го­ сударственного образователь­ ного стандарта по направлению «Специалист северного хозяй­ ства»; • реализация программы целе­ вой ежегодной подготовки кадров из числа малочисленных народов по специальностям, связанным с традиционными видами хозяй­ ственной деятельности; • подготовка кадров для осу­ ществления традиционной хозяй­ ственной деятельности коренных малочисленных народов. В настоящее время отдельные образовательные программы под­ готовки квалифицированных и вы­ сококвалифицированных кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности ко­ ренных малочисленных народов в Российской Федерации реализу­ ются •федеральным государствен­ ным автономным образовательным учреждением высшего образова­ ния «Северный (Арктический) фе­ деральный университет имени М. В. Ломоносова», •федеральным государствен­ ным бюджетным образовательным учреждением высшего образова­ ния «Мурманский арктический го­ сударственный университет», • Институтом народов Севе­ ра федерального государственно­ го бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный пе­ дагогический университет имени А. И. Герцена», •федеральным государствен­ ным автономным образовательным учреждением высшего образова­ ния «Северо-Восточный феде­ ральный университет имени М. К. Аммосова», •федеральным государствен­ ным бюджетным образовательным учреждением высшего образова­ ния «Арктический государствен­ ный институт культуры и ис­ кусств», | Социальная сфера | Подопросветова Н. И., Воротников А. М. | 7 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz