Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
нельзя не учитывать специфику формы организации самого учеб ного процесса, периодичности каникул и рацион питания. Про блемы развития образования ко ренных малочисленных народов Арктики сегодня приобретают особый смысл и масштаб, выхо дят за рамки локальных проблем, касающихся жизни и социального самочувствия небольшой по чис ленности части населения Рос сии. И поэтому необходимо об учать местных жителей и затем повышать их квалификацию, так как это один из способов пони зить уровень безработицы и ка дрового дефицита в АЗРФ. И для этого нужно создать грамотную и эффективную систему подготов ки кадров на самой территории АЗРФ, полностью модернизиро ванную и с современной техни ческой оснащённостью. Однако существует несколь ко проблем, которые препятствуют разработке образовательных услуг и их получению детьми в Арктике. Одна из центральных проблем об разования коренного населения Арктики — это направленность об разования. Оно должно быть ори ентировано как на традицион ную деятельность народов, так и на адаптацию и получение совре менных профессий. Кроме это го, существуют и другие пробле мы, которые необходимо решать на территории АЗРФ: • низкая оплата труда педагогов (в дошкольном, общем и дополни тельном образовании), что ведёт к низкому престижу профессии пе дагога; • невысокая техническая осна щенность многих школ и коллед жей; • низкий уровень благоустрой ства школ арктической зоны (в среднем составляет всего 32 %) — в аварийном состоянии находятся 12 % школ; •увеличение нагрузки на педа гогов препятствует повышению ка чества образования; • недостаточные объёмы фи нансирования системы образова ния; •слабое развитие коммуника тивных навыков учащихся; •сложности с организаци ей образовательного и воспита тельного процессов из-за мало численности классов: «в районах Арктической зоны отмечается со хранение наиболее критической наполняемости классов обучаю щимися (2-3 ученика), а также наи большее количество малоком плектных школ (свыше 50 %)» [3]; •удалённость от образователь ных центров; • информационное неравен ство между обществом в целом и людьми, ведущими кочевой об раз жизни, поскольку в тундре нет электричества и Интернета; •особенности психофизиоло гического развития у детей КМНС, что оказывают заметное влияние на усвоение новых знаний [4]. Также, слабое владение род ными языками и низкая мотивация к их изучению у молодёжи явля ется серьёзной проблемой: в Рос сии в настоящее время школьное обучение не ведётся ни на одном языке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Даль него Востока, что делает эти язы ки функционально ограниченными. Языки преподаются в форме учеб ного предмета как факультативы, это создаёт определенные риски, как для жизни самого языка, так и для формирования этнической идентичности [5]. По мнению авторов, данные проблемы могут быть решены с по мощью разработки специальных мер образовательной политики, путём создания программ государ ственной поддержки коренных ма лочисленных народов Севера. По нормативным документам, посвящённым развитию КМНС, видно, что в их отношении го сударственная образовательная политика должна строиться на основе укрепления их социаль но-экономического потенциала и сохранения традиционных куль турных ценностей этих народов, а также интеграции КМНС в совре менное общество. В Указе Прези дента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной по литики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» поставлены задачи по сохране нию и развитию традиционных от раслей хозяйствования, народных промыслов и ремёсел, способству ющих обеспечению занятости и развитию самозанятости лиц, от носящихся к малочисленным на родам; по принятии решений по вопросам осуществления про мышленной деятельности в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной де ятельности, а также о приведении системы среднего профессиональ ного и высшего образования в Ар ктической зоне Российской Феде рации в соответствие с прогнозом потребности в квалифицирован ных кадрах. Также в Указе Прези дента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Аркти ческой зоны Российской Феде рации и обеспечения националь ной безопасности на период до 2035 года» отмечены меры по раз работке и реализации программы государственной поддержки тра диционной хозяйственной дея тельности малочисленных народов Севера, направленной на улучше ние всех сфер жизнедеятельности людей в Арктике, в том числе, • на повышение доступности качественного общего образова ния и обеспечение условий для организации дополнительного образования детей в населённых 7 4 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz