Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

нельзя не учитывать специфику формы организации самого учеб­ ного процесса, периодичности каникул и рацион питания. Про­ блемы развития образования ко­ ренных малочисленных народов Арктики сегодня приобретают особый смысл и масштаб, выхо­ дят за рамки локальных проблем, касающихся жизни и социального самочувствия небольшой по чис­ ленности части населения Рос­ сии. И поэтому необходимо об­ учать местных жителей и затем повышать их квалификацию, так как это один из способов пони­ зить уровень безработицы и ка­ дрового дефицита в АЗРФ. И для этого нужно создать грамотную и эффективную систему подготов­ ки кадров на самой территории АЗРФ, полностью модернизиро­ ванную и с современной техни­ ческой оснащённостью. Однако существует несколь­ ко проблем, которые препятствуют разработке образовательных услуг и их получению детьми в Арктике. Одна из центральных проблем об­ разования коренного населения Арктики — это направленность об­ разования. Оно должно быть ори­ ентировано как на традицион­ ную деятельность народов, так и на адаптацию и получение совре­ менных профессий. Кроме это­ го, существуют и другие пробле­ мы, которые необходимо решать на территории АЗРФ: • низкая оплата труда педагогов (в дошкольном, общем и дополни­ тельном образовании), что ведёт к низкому престижу профессии пе­ дагога; • невысокая техническая осна­ щенность многих школ и коллед­ жей; • низкий уровень благоустрой­ ства школ арктической зоны (в среднем составляет всего 32 %) — в аварийном состоянии находятся 12 % школ; •увеличение нагрузки на педа­ гогов препятствует повышению ка­ чества образования; • недостаточные объёмы фи­ нансирования системы образова­ ния; •слабое развитие коммуника­ тивных навыков учащихся; •сложности с организаци­ ей образовательного и воспита­ тельного процессов из-за мало­ численности классов: «в районах Арктической зоны отмечается со­ хранение наиболее критической наполняемости классов обучаю­ щимися (2-3 ученика), а также наи­ большее количество малоком­ плектных школ (свыше 50 %)» [3]; •удалённость от образователь­ ных центров; • информационное неравен­ ство между обществом в целом и людьми, ведущими кочевой об­ раз жизни, поскольку в тундре нет электричества и Интернета; •особенности психофизиоло­ гического развития у детей КМНС, что оказывают заметное влияние на усвоение новых знаний [4]. Также, слабое владение род­ ными языками и низкая мотивация к их изучению у молодёжи явля­ ется серьёзной проблемой: в Рос­ сии в настоящее время школьное обучение не ведётся ни на одном языке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Даль­ него Востока, что делает эти язы­ ки функционально ограниченными. Языки преподаются в форме учеб­ ного предмета как факультативы, это создаёт определенные риски, как для жизни самого языка, так и для формирования этнической идентичности [5]. По мнению авторов, данные проблемы могут быть решены с по­ мощью разработки специальных мер образовательной политики, путём создания программ государ­ ственной поддержки коренных ма­ лочисленных народов Севера. По нормативным документам, посвящённым развитию КМНС, видно, что в их отношении го­ сударственная образовательная политика должна строиться на основе укрепления их социаль­ но-экономического потенциала и сохранения традиционных куль­ турных ценностей этих народов, а также интеграции КМНС в совре­ менное общество. В Указе Прези­ дента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной по­ литики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» поставлены задачи по сохране­ нию и развитию традиционных от­ раслей хозяйствования, народных промыслов и ремёсел, способству­ ющих обеспечению занятости и развитию самозанятости лиц, от­ носящихся к малочисленным на­ родам; по принятии решений по вопросам осуществления про­ мышленной деятельности в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной де­ ятельности, а также о приведении системы среднего профессиональ­ ного и высшего образования в Ар­ ктической зоне Российской Феде­ рации в соответствие с прогнозом потребности в квалифицирован­ ных кадрах. Также в Указе Прези­ дента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Аркти­ ческой зоны Российской Феде­ рации и обеспечения националь­ ной безопасности на период до 2035 года» отмечены меры по раз­ работке и реализации программы государственной поддержки тра­ диционной хозяйственной дея­ тельности малочисленных народов Севера, направленной на улучше­ ние всех сфер жизнедеятельности людей в Арктике, в том числе, • на повышение доступности качественного общего образова­ ния и обеспечение условий для организации дополнительного образования детей в населённых 7 4 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz