Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

Аннотация. В Арктической зоне Российской Федерации проживают представители девятнадцати коренных малочисленных народов и располагаются объекты их наследия, которые представляют историческую и культурную ценность общемирового значения. Так как проблемы развития образования коренных малочисленных народов Арктики сегодня приобретают особый смысл, то важным аспектом является обучение местных жителей. В данной статье будет рассматриваться такой способ снижения уровня безработицы и кадрового дефицита в Арктике, как создание грамотной и эффективной системы образования в А З Р Ф с полной модернизированной технической оснащенностью. Annotation. Representatives of nineteen indigenous small-numbered peoples live in the Arctic zone of the Russian Federation and there are objects of their heritage that are of historical and cultural value of global significance. Since the problems of the development of education of the indigenous peoples of the Arctic today acquire a special meaning, an important aspect is the training of local residents. This article will consider such a way to reduce the unemployment rate and personnel shortage in the Arctic as the creation of a competent and effective education system in the Russian Arctic with fully modernized technical equipment. Ключевые слова: образование коренных Keywords: education of the indigenous small- малочисленных народов Севера (КМНС), numbered peoples of the North, the Arctic, Арктика, создание системы арктического the creation of the Arctic education system, образования, А З РФ , «Дети Арктики». the Russian Arctic, Children of the Arctic. Арктика является одной из не­ предсказуемых территорий в со­ временном мире, которая при­ влекает своей богатой сырьевой базой и огромным потенциалом развития. Арктика является од­ ним из главных факторов влияния на планетарные процессы форми­ рования климата и условий жиз­ ни на Земле. Арктические народы создали уникальные, глубоко вза­ имосвязанные и взаимоадаптиро- ванные с арктическими экосисте­ мами культуры жизнеобеспечения, сохранение и изучение которых имеет огромный смысл для пони­ мания перспектив дальнейшего и всё более интенсивного освое­ ния Арктики. В российской Аркти­ ке проживают представители таких коренных малочисленных наро­ дов, как ненцы, чукчи, ханты, эвены, эвенки, селькупы, саамы, эскимосы, долганы, чуванцы, кеты, нганасаны, юкагиры, энцы, манси, вепсы, коря­ ки, ительмены. Часть из них ведёт кочевой или полукочевой образ жизни, связанный с традиционны­ ми видами природопользования — оленеводством, рыболовством, морским зверобойным промыс­ лом, охотой, собирательством, а большинство составляют оседлые жители, проживающие в посёлках и городах. Каждый из арктических на­ родов обладает собственным уникальным опытом, своим язы­ ком и культурой, а важным факто­ ром, определяющим специфику арктического региона, является «многонациональный характер, наличие довольно значительного в количественном отношении ко­ ренного населения,представлен­ ного несколькими народами, при­ надлежащими к разным языковым семьям, отличающимися куль­ турным своеобразием, отличной друг от друга общественной орга­ низацией и социальной структу­ рой» [1, с. 23]. Поэтому необходим особый характер образования коренных малочисленных наро­ дов Арктики для комплексного, многоаспектного подхода к про­ цессу трансляции культуры че­ рез систему образования. Полу­ чение образования закладывает основу для улучшения социаль­ но-экономических условий жиз­ ни людей и играет ключевую роль в обеспечении устойчиво­ го развития культуры мира. Так, ЦУР № 4 (Цель в области устой­ чивого развития — одна из 17 вза­ имосвязанных целей, разрабо­ танных в 2015 году Генассамблеей ООН) «Обеспечение всеохват­ ного и справедливого качествен­ ного образования и поощрение возможности обучения на протя­ жении всей жизни для всех» име­ ет такие задачи, решение которых повлияет на увеличение числа молодых и взрослых людей, осо­ бенно в наименее развитых стра­ нах и малых островных развиваю­ щихся государствах, обладающих востребованными навыками для трудоустройства, получения до­ стойной работы и занятий пред­ принимательской деятельностью. А именно, «к 2030 году необхо­ димо обеспечить, чтобы все дети завершали получение бесплатно­ го, равноправного и качественно­ го начального и среднего обра­ зования, позволяющего добиться востребованных и эффективных результатов обучения» [2]. По мнению авторов, при разработке системы образования для КМНС, | Социальная сфера | Подопросветова Н. И., Воротников А. М. | 7 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz