Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
специфики конкретных ландшаф тов и особенностей расселения и хозяйствования КМНС. При таком подходе чаще всего нет необхо димости прибегать к запретам че го-либо полностью. Цели достига ются установлением необходимых и достаточных ограничений в рам ках специальных режимов хозяй ствования и жизнедеятельности населения конкретных местностей в материалах природно-хозяй ственного пространственного пла нирования. Аналогом являются давно отработанные процедуры установления режимов функцио нирования территорий ООПТ по результатам их проектирования и закрепляемые в положениях о них. Хозяйствующие субъекты, разра батывая проекты освоения при родных ресурсов, обязаны вклю чать в проект раздел ОВОС (оценка воздействия на окружающую сре ду), материалы которого зачастую имеют высокую информационную ценность и могут быть использо ваны для целей природно-хозяй ственного пространственного пла нирования. Заключение Практика территориально го экологического регулирования в законодательстве об ООПТ ос нована на преимущественном ис пользовании механизмов запретов и разграничений, не ориентирова на на решение задач совмещения природоохранной и хозяйствен ной деятельности за исключени ем сферы туризма и рекреации, обеспечения хозяйственных нужд самих ООПТ. Градостроительный и Земельный кодексы имеют по тенциально удобный инструмент территориального экологическо го регулирования хозяйствования — зоны с особыми условиями ис пользования территорий. Но эко логические цели кодексами только декларируются. Градостроитель ный кодекс регулирует вопросы территориального планирования в зонах градостроительной дея тельности в части фиксации ви дов разрешённого использования земельных участков, которые суть — функциональные. Земельный кодекс регулирует в первую и глав ную очередь права собственности и их оборот в отношении земель ных участков, включённых в функ циональные зоны. Формулировки обеих кодексов достаточно общие и в принципе позволяют закре плять специальные режимы хозяй ствования применительно к тем или иным его направлениям. Феде ральный закон от 07.05.2001 № 49- ФЗ «О территориях традиционно го природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Рос сийской Федерации» в его по следней редакции от 08.12.2020 № 429-ФЗ использует потенциально гибкие инструменты регулирова ния хозяйственной деятельности — положение о ТТП, утверждае мое актом Правительства России. Но многолетняя практика регули рования хозяйствования на ТТП пока потенциально конфликтна и ещё не выработан устойчивый ал горитм неконфликтного совмеще ния различных видов и укладов хо зяйственной деятельности. Специальные требования к видам хозяйственной деятельно сти, закрепляемые через механизм зон с особыми условиями исполь- Литература зования территорий потенциаль но позволяют устанавливать режи мы хозяйствования любого уровня гибкости вне связи с системой тер риторий ООПТ или ТТП в доку ментах территориального плани рования субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Специальные техни ко-технологические решения, обе спечивающие условия совмеще ния различных задач и интересов на конкретных локальных терри ториях, потенциально позволяют и экономику развивать, и экологиче ские проблемы решать вне рамок системы ООПТ. Специальные тре бования в документах территори ального планирования могут уста навливаться в гибком временном режиме с учётом конкретной си туации и прогнозируемой динами ки природных процессов. В част ности, специальные режимы могут использоваться в качестве компен сационных мер и временных мер обеспечения условий восстанов ления природной среды в случае возникновения чрезвычайных си туаций и нанесения ущерба при родной среде и биологическим ресурсам. Описываемый подход с одной стороны позволяет исполь зовать весь доступный диапазон регулирующих воздействий, с дру гой стороны использовать терри ториальные режимы регулирова ния хозяйствования повсеместно. 1. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-Ф З «О б особо охраняемых п ри ро д ных территориях». 2. Градостроительный кодекс Российской Ф едерации о т 29.12.2004 № 190-ФЗ. 3. Земельный кодекс Российской Ф едерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ. 4. Федеральный закон от 07.05.2001 № 4 9-Ф З «О те рр и то р иях трад иц ионного п р и родопользования коренных малочисленных народов Севера, С ибири и Дальнего В осто ка Российской Федерации». Literature 1. Federal Law o f March 14, 1995 No. 3 3-FZ "O n Specially Protected N atural Areas”. 2. Urban Planning Code o f the Russian Federation dated D ecem ber 29, 200 4 No. 190-FZ. 3. Land Code o f the Russian Federation dated O c to b e r 25, 2001 No. 136-FZ. 4. Federal Law No. 4 9-F Z o f 07.05.2001 “O n the Territories o f Traditional N ature M anagem ent o f the Indigenous M in o ritie s o f the N orth, Siberia and the Far East o f the Russian Federation”. | Экология и устойчивое развитие | Жуков М. А., Телеснина В. М. | 5 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz