Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

специфики конкретных ландшаф­ тов и особенностей расселения и хозяйствования КМНС. При таком подходе чаще всего нет необхо­ димости прибегать к запретам че­ го-либо полностью. Цели достига­ ются установлением необходимых и достаточных ограничений в рам­ ках специальных режимов хозяй­ ствования и жизнедеятельности населения конкретных местностей в материалах природно-хозяй­ ственного пространственного пла­ нирования. Аналогом являются давно отработанные процедуры установления режимов функцио­ нирования территорий ООПТ по результатам их проектирования и закрепляемые в положениях о них. Хозяйствующие субъекты, разра­ батывая проекты освоения при­ родных ресурсов, обязаны вклю­ чать в проект раздел ОВОС (оценка воздействия на окружающую сре­ ду), материалы которого зачастую имеют высокую информационную ценность и могут быть использо­ ваны для целей природно-хозяй­ ственного пространственного пла­ нирования. Заключение Практика территориально­ го экологического регулирования в законодательстве об ООПТ ос­ нована на преимущественном ис­ пользовании механизмов запретов и разграничений, не ориентирова­ на на решение задач совмещения природоохранной и хозяйствен­ ной деятельности за исключени­ ем сферы туризма и рекреации, обеспечения хозяйственных нужд самих ООПТ. Градостроительный и Земельный кодексы имеют по­ тенциально удобный инструмент территориального экологическо­ го регулирования хозяйствования — зоны с особыми условиями ис­ пользования территорий. Но эко­ логические цели кодексами только декларируются. Градостроитель­ ный кодекс регулирует вопросы территориального планирования в зонах градостроительной дея­ тельности в части фиксации ви­ дов разрешённого использования земельных участков, которые суть — функциональные. Земельный кодекс регулирует в первую и глав­ ную очередь права собственности и их оборот в отношении земель­ ных участков, включённых в функ­ циональные зоны. Формулировки обеих кодексов достаточно общие и в принципе позволяют закре­ плять специальные режимы хозяй­ ствования применительно к тем или иным его направлениям. Феде­ ральный закон от 07.05.2001 № 49- ФЗ «О территориях традиционно­ го природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Рос­ сийской Федерации» в его по­ следней редакции от 08.12.2020 № 429-ФЗ использует потенциально гибкие инструменты регулирова­ ния хозяйственной деятельности — положение о ТТП, утверждае­ мое актом Правительства России. Но многолетняя практика регули­ рования хозяйствования на ТТП пока потенциально конфликтна и ещё не выработан устойчивый ал­ горитм неконфликтного совмеще­ ния различных видов и укладов хо­ зяйственной деятельности. Специальные требования к видам хозяйственной деятельно­ сти, закрепляемые через механизм зон с особыми условиями исполь- Литература зования территорий потенциаль­ но позволяют устанавливать режи­ мы хозяйствования любого уровня гибкости вне связи с системой тер­ риторий ООПТ или ТТП в доку­ ментах территориального плани­ рования субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Специальные техни­ ко-технологические решения, обе­ спечивающие условия совмеще­ ния различных задач и интересов на конкретных локальных терри­ ториях, потенциально позволяют и экономику развивать, и экологиче­ ские проблемы решать вне рамок системы ООПТ. Специальные тре­ бования в документах территори­ ального планирования могут уста­ навливаться в гибком временном режиме с учётом конкретной си­ туации и прогнозируемой динами­ ки природных процессов. В част­ ности, специальные режимы могут использоваться в качестве компен­ сационных мер и временных мер обеспечения условий восстанов­ ления природной среды в случае возникновения чрезвычайных си­ туаций и нанесения ущерба при­ родной среде и биологическим ресурсам. Описываемый подход с одной стороны позволяет исполь­ зовать весь доступный диапазон регулирующих воздействий, с дру­ гой стороны использовать терри­ ториальные режимы регулирова­ ния хозяйствования повсеместно. 1. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-Ф З «О б особо охраняемых п ри ро д ­ ных территориях». 2. Градостроительный кодекс Российской Ф едерации о т 29.12.2004 № 190-ФЗ. 3. Земельный кодекс Российской Ф едерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ. 4. Федеральный закон от 07.05.2001 № 4 9-Ф З «О те рр и то р иях трад иц ионного п р и ­ родопользования коренных малочисленных народов Севера, С ибири и Дальнего В осто­ ка Российской Федерации». Literature 1. Federal Law o f March 14, 1995 No. 3 3-FZ "O n Specially Protected N atural Areas”. 2. Urban Planning Code o f the Russian Federation dated D ecem ber 29, 200 4 No. 190-FZ. 3. Land Code o f the Russian Federation dated O c to b e r 25, 2001 No. 136-FZ. 4. Federal Law No. 4 9-F Z o f 07.05.2001 “O n the Territories o f Traditional N ature M anagem ent o f the Indigenous M in o ritie s o f the N orth, Siberia and the Far East o f the Russian Federation”. | Экология и устойчивое развитие | Жуков М. А., Телеснина В. М. | 5 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz