Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
2. участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природо пользования и традиционного об раза жизни; 3. объекты историко-культур ного наследия, объекты, имеющие религиозную ценность; 4. иные части ТТП, предусмо тренные законодательством Рос сийской Федерации, законода тельством субъектов Российской Федерации. Статья 11 Федерального закона устанавливает, что правовой режим ТТП определяется положения ми о них, утвержденными соответ ственно уполномоченным феде ральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Фе дерации, органами местного само управления с участием лиц, отно сящихся к малочисленным народам и общин малочисленных народов или их уполномоченных предста вителей. Предусматриваются так же возможности устанавливать сервитуты на земельных участках, находящихся в пределах ТТП для обеспечения конкретных хозяй ственных целей, включая проклад ку и эксплуатацию линий электро передачи, связи и трубопроводов, других нужд. Охрана окружающей среды в пределах ТТП упоминает ся в общем виде и адресуется ис полнительным органам власти [4]. Природно-хозяйствен ное пространственное планирование как фор мат территориального экологического регу лирования процессов хозяйствования Природно -хозяйственное пространственное планирование предполагает использование кон кретных технико-технологических решений применительно к кон кретным ландшафтным и клима тическим условиям с учётом со вмещения задач хозяйственных и задач охраны природы и ресур сосбережения. Значимым эле ментом такого планирования яв ляются специальные требования к видам хозяйственной деятель ности (режимы хозяйствования), которые могут получить норма тивное закрепление в докумен тах территориального плани рования субъектов Российской Федерации и муниципальных об разований. Такое планирование решает задачи совмещения раз личных видов хозяйствования с задачами сохранения среды оби тания. Оно представляет собой углубленную детализацию мате риалов территориального плани рования и описывает помимо ре сурсного потенциала территорий и пространственного положения пороговые значения допустимых антропогенных трансформаций и вариантов технико-технологиче ских решений в пределах конкрет ных местностей. Планирование та кого рода может осуществляться поэтапно для конкретных местно стей в зависимости от текущей ак туальности. Совмещённое в рамках ма териалов природно-хозяйствен ного планирования описание ре сурсов, планов их вовлечения в хозяйственный оборот и природ ных ограничений хозяйствования обеспечивает возможность пла нирования системы мероприятий хозяйственного развития с учё том требований сохранения бла гоприятной среды обитания и совмещения традиционных и ин дустриальных видов хозяйствова ния. Формулировки Градострои тельного и Земельного кодексов достаточно общи и в целом не пре пятствуют включению в описания функциональных зон и зон с осо быми условиями использования территорий специальных требова ний к видам деятельности. Природно-хозяйствен ное пространственное планирование вАрктике Арктическая зона особенно сложна как пространство хозяй ствования из-за необходимости одновременного решения сра зу нескольких задач, игнорировать часть из которых невозможно из- за отсутствия запаса устойчивости природной и социальной среды. Современная экономика пришла в Арктику в первую очередь за её минеральными ресурсами. Но окружающая среда настолько не устойчива, что даже малые нару шения могут вызвать серьёзные неприятные последствия. Усред нённые требования к видам хо зяйственной деятельности, сфор мулированные применительно к территории всей страны, могут в целом отвечать задачам экологи ческого регулирования в регионах с достаточным запасом устойчи вости природной среды. Но в Ар ктике технические устройства и технологические схемы сразу не обходимо вписывать в конкретную природную обстановку с учётом её способности ассимилировать нарушающие воздействия. В соци альной сфере практически повсе местно в Арктике необходимо со вмещать два хозяйственных уклада — современный индустриальный и традиционный уклад жизни и хо зяйствования КМНС, ориентиро ванный преимущественно на очень уязвимые биологические ресурсы. Обычная практика охраны природ ных объектов в системе ООПТ и защиты прав КМНС на традицион ное природопользование как пра вило реализуется в режиме «ли- бо-либо», а не «и-и». В условиях Арктики некон фликтное совмещение недрополь зования с традиционным приро допользованием и сохранением природной среды, с экологическим туризмом и рекреацией возможно на основе детального учёта в про ектах хозяйственной деятельности 5 4 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz