Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

2. участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природо­ пользования и традиционного об­ раза жизни; 3. объекты историко-культур­ ного наследия, объекты, имеющие религиозную ценность; 4. иные части ТТП, предусмо­ тренные законодательством Рос­ сийской Федерации, законода­ тельством субъектов Российской Федерации. Статья 11 Федерального закона устанавливает, что правовой режим ТТП определяется положения­ ми о них, утвержденными соответ­ ственно уполномоченным феде­ ральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Фе­ дерации, органами местного само­ управления с участием лиц, отно­ сящихся к малочисленным народам и общин малочисленных народов или их уполномоченных предста­ вителей. Предусматриваются так­ же возможности устанавливать сервитуты на земельных участках, находящихся в пределах ТТП для обеспечения конкретных хозяй­ ственных целей, включая проклад­ ку и эксплуатацию линий электро­ передачи, связи и трубопроводов, других нужд. Охрана окружающей среды в пределах ТТП упоминает­ ся в общем виде и адресуется ис­ полнительным органам власти [4]. Природно-хозяйствен­ ное пространственное планирование как фор­ мат территориального экологического регу­ лирования процессов хозяйствования Природно -хозяйственное пространственное планирование предполагает использование кон­ кретных технико-технологических решений применительно к кон­ кретным ландшафтным и клима­ тическим условиям с учётом со­ вмещения задач хозяйственных и задач охраны природы и ресур­ сосбережения. Значимым эле­ ментом такого планирования яв­ ляются специальные требования к видам хозяйственной деятель­ ности (режимы хозяйствования), которые могут получить норма­ тивное закрепление в докумен­ тах территориального плани­ рования субъектов Российской Федерации и муниципальных об­ разований. Такое планирование решает задачи совмещения раз­ личных видов хозяйствования с задачами сохранения среды оби­ тания. Оно представляет собой углубленную детализацию мате­ риалов территориального плани­ рования и описывает помимо ре­ сурсного потенциала территорий и пространственного положения пороговые значения допустимых антропогенных трансформаций и вариантов технико-технологиче­ ских решений в пределах конкрет­ ных местностей. Планирование та­ кого рода может осуществляться поэтапно для конкретных местно­ стей в зависимости от текущей ак­ туальности. Совмещённое в рамках ма­ териалов природно-хозяйствен­ ного планирования описание ре­ сурсов, планов их вовлечения в хозяйственный оборот и природ­ ных ограничений хозяйствования обеспечивает возможность пла­ нирования системы мероприятий хозяйственного развития с учё­ том требований сохранения бла­ гоприятной среды обитания и совмещения традиционных и ин­ дустриальных видов хозяйствова­ ния. Формулировки Градострои­ тельного и Земельного кодексов достаточно общи и в целом не пре­ пятствуют включению в описания функциональных зон и зон с осо­ быми условиями использования территорий специальных требова­ ний к видам деятельности. Природно-хозяйствен­ ное пространственное планирование вАрктике Арктическая зона особенно сложна как пространство хозяй­ ствования из-за необходимости одновременного решения сра­ зу нескольких задач, игнорировать часть из которых невозможно из- за отсутствия запаса устойчивости природной и социальной среды. Современная экономика пришла в Арктику в первую очередь за её минеральными ресурсами. Но окружающая среда настолько не­ устойчива, что даже малые нару­ шения могут вызвать серьёзные неприятные последствия. Усред­ нённые требования к видам хо­ зяйственной деятельности, сфор­ мулированные применительно к территории всей страны, могут в целом отвечать задачам экологи­ ческого регулирования в регионах с достаточным запасом устойчи­ вости природной среды. Но в Ар­ ктике технические устройства и технологические схемы сразу не­ обходимо вписывать в конкретную природную обстановку с учётом её способности ассимилировать нарушающие воздействия. В соци­ альной сфере практически повсе­ местно в Арктике необходимо со­ вмещать два хозяйственных уклада — современный индустриальный и традиционный уклад жизни и хо­ зяйствования КМНС, ориентиро­ ванный преимущественно на очень уязвимые биологические ресурсы. Обычная практика охраны природ­ ных объектов в системе ООПТ и защиты прав КМНС на традицион­ ное природопользование как пра­ вило реализуется в режиме «ли- бо-либо», а не «и-и». В условиях Арктики некон­ фликтное совмещение недрополь­ зования с традиционным приро­ допользованием и сохранением природной среды, с экологическим туризмом и рекреацией возможно на основе детального учёта в про­ ектах хозяйственной деятельности 5 4 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz