Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
участков, равно как всего, что нахо дится над и под поверхностью зе мельных участков и используется в процессе их застройки и последу ющей эксплуатации объектов ка питального строительства (п. 9) [2]. ЗОУИТ описываются отталки ваясь от их функций и по существу представляют собой функцио нальные зоны: охранные, санитар но-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного на следия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохран ные зоны, зоны затопления, под топления, зоны санитарной ох раны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснаб жения, зоны охраняемых объек тов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в со ответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4). Пе речень видов зон с особыми ус ловиями использования террито рий соответствует аналогичному перечню в ст. 105 Земельного ко декса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ. Поскольку виды разрешённого использования земельных участ ков по существу — виды функци онального назначения — все три указанных в Кодексе вида зон суть зоны функциональные. В перечнях областей рассмотрения экология и охрана окружающей среды отсут ствуют, но есть положение: «иные области в соответствии с полно мочиями» различных уровней вла сти (ст. 10, п. 1; ст.14, п. 3; ст.19, п.3; ст. 23, п. 5). В перечнях материалов по обоснованию схем территори ального планирования различного уровня административного и му ниципального управления в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования терри торий, а также иные объекты, иные территории и (или) зоны (ст. 10, п. 9; ст. 13_1, п. 7; ст.14, п. 9; ст.19, п.6; ст. 23, п. 8). Установление ЗОУИТ Ко декс связывает с объектами ка питального строительства, иными объектами, территориями, зона ми, которые оказывают влияние на определение планируемого раз мещения объектов (ст. 10, п. 9; ст. 13_1, п. 7; ст. 14, п. 9; ст. 19, п. 6; ст. 23, п. 8). На практике это означает, что закрепление в материалах терри ториального планирования для ка ких-либо территорий особых ус ловий использования возможно только в связи с планированием на этой территории градостроитель ной деятельности. До начала работ по градостроительному планиро ванию установление особых ус ловий использования территории Кодекс не предусматривает, что может быть исправлено. Глава XIX Земельного ко декса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ «Зоны с осо быми условиями использования территорий» предусматривает (ст. 104) установление ЗОУИТ в том числе в целях охрана окружающей среды, в том числе защита и сохра нение природных лечебных ре сурсов, предотвращение загрязне ния, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, со хранение среды обитания водных биологических ресурсов и дру гих объектов животного и расти тельного мира (п.1, пп. 4). При этом устанавливаются ограничения ис пользования земельных участ ков, которые распространяют ся на всё, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о не драх, воздушным и водным зако нодательством ... ограничивается или запрещается использование земельных участков для осущест вления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления ЗОУИТ (п. 2) [3]. Если в соответствии с Градо строительным кодексом докумен ты территориального планирова ния различного уровня утверждают органы государственного управле ния и местного самоуправления соответствующего уровня, то в со ответствии с Земельным кодексом положение в отношении каждого вида ЗОУИТ утверждает Прави тельство Российской Федерации, за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу федерального закона — водоохранные (рыбоох ранные) зоны, прибрежные защит ные полосы, защитные зоны объек тов культурного наследия (ст. 106, п. 1). Внесение сведений о ЗОУИТ и об изменениях в сведениях о такой зоне производятся в соответствии с Земельным кодексом в Единый государственный реестр недвижи мости (ст. 106, п. 24). В целом Зе мельным кодексом регулируют ся не природоохранные аспекты функционирования ЗОУИТ, а во просы реализации прав собствен ности и их оборота в отношении таких зон или включённых в них земельных участков. Территориальное регу лирование хозяйствова ния в законодательстве о территориях тради ционного природо пользования коренных малочисленных народов Севера Ещё одна норма территори ального правового регулирования процессов хозяйствования — Фе деральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традици онного природопользования ко ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Восто ка Российской Федерации». Статья 10 Федерального закона зонирует территории традиционного при родопользования (далее — ТТП) коренных малочисленных народов Севера и Арктики (далее — КМНС) с использованием слова «части», выделяя: 1. поселения; | Экология и устойчивое развитие | Жуков М. А., Телеснина В. М. | 5 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz