Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

участков, равно как всего, что нахо­ дится над и под поверхностью зе­ мельных участков и используется в процессе их застройки и последу­ ющей эксплуатации объектов ка­ питального строительства (п. 9) [2]. ЗОУИТ описываются отталки­ ваясь от их функций и по существу представляют собой функцио­ нальные зоны: охранные, санитар­ но-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного на­ следия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохран­ ные зоны, зоны затопления, под­ топления, зоны санитарной ох­ раны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснаб­ жения, зоны охраняемых объек­ тов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в со­ ответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4). Пе­ речень видов зон с особыми ус­ ловиями использования террито­ рий соответствует аналогичному перечню в ст. 105 Земельного ко­ декса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ. Поскольку виды разрешённого использования земельных участ­ ков по существу — виды функци­ онального назначения — все три указанных в Кодексе вида зон суть зоны функциональные. В перечнях областей рассмотрения экология и охрана окружающей среды отсут­ ствуют, но есть положение: «иные области в соответствии с полно­ мочиями» различных уровней вла­ сти (ст. 10, п. 1; ст.14, п. 3; ст.19, п.3; ст. 23, п. 5). В перечнях материалов по обоснованию схем территори­ ального планирования различного уровня административного и му­ ниципального управления в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования терри­ торий, а также иные объекты, иные территории и (или) зоны (ст. 10, п. 9; ст. 13_1, п. 7; ст.14, п. 9; ст.19, п.6; ст. 23, п. 8). Установление ЗОУИТ Ко­ декс связывает с объектами ка­ питального строительства, иными объектами, территориями, зона­ ми, которые оказывают влияние на определение планируемого раз­ мещения объектов (ст. 10, п. 9; ст. 13_1, п. 7; ст. 14, п. 9; ст. 19, п. 6; ст. 23, п. 8). На практике это означает, что закрепление в материалах терри­ ториального планирования для ка­ ких-либо территорий особых ус­ ловий использования возможно только в связи с планированием на этой территории градостроитель­ ной деятельности. До начала работ по градостроительному планиро­ ванию установление особых ус­ ловий использования территории Кодекс не предусматривает, что может быть исправлено. Глава XIX Земельного ко­ декса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ «Зоны с осо­ быми условиями использования территорий» предусматривает (ст. 104) установление ЗОУИТ в том числе в целях охрана окружающей среды, в том числе защита и сохра­ нение природных лечебных ре­ сурсов, предотвращение загрязне­ ния, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, со­ хранение среды обитания водных биологических ресурсов и дру­ гих объектов животного и расти­ тельного мира (п.1, пп. 4). При этом устанавливаются ограничения ис­ пользования земельных участ­ ков, которые распространяют­ ся на всё, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о не­ драх, воздушным и водным зако­ нодательством ... ограничивается или запрещается использование земельных участков для осущест­ вления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления ЗОУИТ (п. 2) [3]. Если в соответствии с Градо­ строительным кодексом докумен­ ты территориального планирова­ ния различного уровня утверждают органы государственного управле­ ния и местного самоуправления соответствующего уровня, то в со­ ответствии с Земельным кодексом положение в отношении каждого вида ЗОУИТ утверждает Прави­ тельство Российской Федерации, за исключением ЗОУИТ, которые возникают в силу федерального закона — водоохранные (рыбоох­ ранные) зоны, прибрежные защит­ ные полосы, защитные зоны объек­ тов культурного наследия (ст. 106, п. 1). Внесение сведений о ЗОУИТ и об изменениях в сведениях о такой зоне производятся в соответствии с Земельным кодексом в Единый государственный реестр недвижи­ мости (ст. 106, п. 24). В целом Зе­ мельным кодексом регулируют­ ся не природоохранные аспекты функционирования ЗОУИТ, а во­ просы реализации прав собствен­ ности и их оборота в отношении таких зон или включённых в них земельных участков. Территориальное регу­ лирование хозяйствова­ ния в законодательстве о территориях тради­ ционного природо­ пользования коренных малочисленных народов Севера Ещё одна норма территори­ ального правового регулирования процессов хозяйствования — Фе­ деральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традици­ онного природопользования ко­ ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Восто­ ка Российской Федерации». Статья 10 Федерального закона зонирует территории традиционного при­ родопользования (далее — ТТП) коренных малочисленных народов Севера и Арктики (далее — КМНС) с использованием слова «части», выделяя: 1. поселения; | Экология и устойчивое развитие | Жуков М. А., Телеснина В. М. | 5 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz