Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

требует учёта не только эконо­ мических, но и социальных по­ следствий освоения ресурсов и условий функционирования эко­ номики региона на всех этапах добычи. Указанные факторы требуют комплексного подхода к оценке последствий освоения нефтега­ зовых ресурсов в регионе и пол­ ного учёта как особенностей ос­ воения нефтегазовых ресурсов, так и его влияния на социаль­ но-экономическую систему ре­ гиона. Опыт ведущих нефтега­ зовых держав свидетельствует о том, что за истекшие 20-30 лет в мире разработаны и успешно ре­ ализованы подходы к интеграции задач освоения углеводородных ресурсов с решением широкого круга социально-экономических задач. Такие подходы предпола­ гают перенос акцентов с анализа оценки исключительно финансо­ во-экономических последствий реализации проектов на соци­ ально-экономические резуль­ таты их осуществления. Анализ политики индустриально разви­ тых стран, являющихся одновре­ менно крупными недропользо­ вателями (Норвегия, Австралия, США, Великобритания, Герма­ ния), показывает, что либераль­ ная система институтов в сфере отношений собственности, свя­ занная с использованием обыч­ ных активов, дополняется развет­ влённой системой норм, правил и процедур в сфере использо­ вания ресурсов недр. Указанные факты обеспечивают государству защиту своих прав как собствен­ ника ресурсов недр, а также фор­ мируют условия для эффектив­ ной с точки зрения интересов общества динамики освоения и использования невозобновляе­ мых ресурсов [7]. Баланс интересов и миними­ зация противоречий между госу­ дарством, нефтегазовыми компа­ ниями и местным населением во многом определяют поступатель- ное и сбалансированное соци­ ально-экономическое развитие добывающего региона. Игнорирование или ущем­ ление интересов кого-либо из перечисленных субъектов не­ избежно будет приводить к су­ щественному снижению так на­ зываемого синергетического эффекта, основанного на взаим­ ном сотрудничестве. Достиже­ ние баланса интересов взаимо­ действия бизнеса, государства и проживающего на данной терри­ тории населения является одним из ключевых условий устойчиво­ го развития регионов при освое­ нии месторождений. При правильно организован­ ной работе, добывать углеводо­ роды в Арктике можно не только эффективным, но и безопасным способом, принимая во внимание интересы всех стейкхолдеров, прежде всего коренных малочис­ ленных народов Севера. Литература 1. Фадеев А. М. Стратегическое управление нефтегазовым комплексом в Арктике / Фаде­ ев А. М., Череповицын А. Е., Ларичкин Ф. Д ./ Изд.: Кольский научный центр Российской акаде­ мии наук (Апатиты), 2019, 289 с. 2. Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных мало­ численных народов Российской Федерации» / / СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2208/ 3. Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Рос­ сийской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 536-р / / СЗ РФ. 2006. №17. Ст. 1905. 4. Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Издание / Совета Федерации// издание второе, переработанное и дополненное, под общ. ред. В. А. Штырова, 2013. 5. Тоскунина В. Э. Проблемы и перспективы освоения нефтегазовых ресурсов на Севе­ ро-Западе России / В. Э. Тоскунина. Екатеринбург: УрО РАН, 2007. 227 с. 6. П АО «Газпром нефть». Официальный сайт компании: www.gazprom-neft.ru 7. Крюков В. А. Нефтегазовые ресурсы в трансформируемой экономике: о соотношении реализованной и потенциальной общественной ценности недр (теория, практика, анализ и оценки) / В. А. Крюков, А. Н. Токарев. Новосибирск: Наука-Центр, 2007. 588 с. Literature 1. Fadeev A. M. Strategic management o f the o il and gas complex in the A rctic / Fadeev A. M., Cherepovitsyn A. E., Larichkin F. D. / Publisher: Kola Scientific Center o f the Russian Academy o f Sciences (Apatity), 2019, 289 p. 2. Federal Law o f A pril 30, 1999 No. 82-FZ "On guarantees o f the rights o f the indigenous peoples o f the Russian Federation" / / SZ RF. 1999. No. 18. Art. 2208 / 3. The list o f indigenous small-numbered peoples o f the North, Siberia and the Far East o f the Russian Federation, approved by the order o f the Government o f the Russian Federation o f A pril 17, 2006 No. 536-r / / SZ RF. 2006. No. 17. Art. 1905. 4. The current state and ways o f development o f the indigenous peoples o f the North, Siberia and the Far East o f the Russian Federation. Edition / o f the Federation Council // second edition, revised and enlarged, under total. ed. V.A. Shtyrov, 2013. 5. Toskunina V. E. Problems and Prospects for the Development o f O il and Gas Resources in the N orth-W est o f Russia / V. E. Toskunina. Yekaterinburg: Ural Branch o f the Russian Academy o f Sciences, 2007. 227 p. 6. PJSC Gazprom Neft. Official website o f the company: www.gazprom-neft.ru 7. Kryukov V. A. O il and gas resources in a transforming economy: on the relationship between the realized and potential social value o f the subsoil (theory, practice, analysis and assessment) / V. A. Kryukov, A. N. Tokarev. Novosibirsk: Science-Center, 2007 .588 p. |Экономика, ресурсы, финансы |Фадеев А. М., Фадеева М. Л. | 3 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz