Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
В настоящий момент в Аркти ческой зоне, в том числе в её мор ской акватории, уже наблюдается присутствие целого ряда хозяй ствующих субъектов. Это прежде всего транспорт, добыча биологи ческих ресурсов, добыча аквакуль туры и, наконец, добыча минераль но-сырьевых и углеводородных ресурсов. Учитывая разноплано вую направленность экономиче ской деятельности данных хозяй ствующих субъектов, каждый из которых имеет свою географию и национально-интернациональную систему регулирования и управле ния, часто наблюдается конфликт интересов, который способен при вести к весьма негативным послед ствиям как для чувствительной экосистемы Арктической зоны, так и для развития отдельных отраслей народного хозяйства и, конечно, населения, проживающего на дан ной территории. В отличие от гармонично соз данных природных экосистем де ятельность человека на шельфе Арктических морей не имеет си стемной организации, и отдель ные отрасли промышленности (транспорт, добыча био— и аква ресурсов, добыча углеводородов и т. д.) не формируют единую си стемную общность. Совокупный набор связей и экономических взаимоотноше ний в настоящее время не име ет характера взаимодействия, на правленного на формирование интегрально фокусированного полезного результата. Комплекс ность экономической деятель ности в Арктике является не фи нальным результатом, а набором параллельно протекающих про цессов в освоении морских ак ваторий и ресурсов Арктиче ской зоны. По этой причине в экономическом лексиконе при сутствуют такие понятия, как «нефтегазовый комплекс», «ры бохозяйственный комплекс», «транспортный комплекс», «су доремонтный комплекс» и т. п. Говоря с позиций экономиче ских постулатов рыночной эконо мики, большее количество участ ников рынка ведёт к большей конкуренции, которая является очевидным преимуществом, вы тесняя неэффективных участни ков с рыночного поля. Рассуждая в рамках рассматриваемой нами Арктической зоны и анализируя в качестве примера конкуренцию между рыболовством и добычей углеводородов, есть определён ные угрозы того, что, имея более низкую доходность, рыболовство не получит импульса устойчивого развития. При этом необходимо понимать, что в этом случае могут быть «вытеснены» и водные био логические ресурсы, которые яв ляются не только объектом про мышленного рыболовства, но и элементом биологического раз нообразия, определяющего в из вестной мере и формирование углеводородных ресурсов. В этой связи очевидна необ ходимость поиска баланса меж ду экономической эффективно стью, возможностью сохранения биологического разнообразия и социальными целями КМ НС. Поиск и обеспечение такого ба ланса является главной задачей комплексного межотраслевого взаимодействия при стратегиче ском управлении нефтегазовым комплексом. Важно осознавать, что Аркти ка является той территорией, раз витие которой не может опреде ляться одними лишь законами рыночной экономики. Государ ство, с учётом налаженного вза имодействия с нефтегазовыми компаниями и общественными экологическими организациями, должно обеспечивать экологос балансированную модель устой чивого природопользования, с учётом особой уязвимости суро вой арктической природы и ре шения проблем максимального сохранения естественной среды обитания. 3. Корпоративная ответ ственность энергетических ком паний при реализации проектов в Арктике Взаимодействие нефтега зодобывающих компаний с ре гионами присутствия являет ся важнейшей составляющей эффективного стратегического управления. [5] Нефтегазовые компании ве дущих стран ведут добычу и раз ведку в основном на территориях третьих стран. В этой связи за щита окружающей среды, здоро вья своих работников дополняет ся развитием экономик регионов присутствия. Такая социальная ответствен ность нефтегазовых корпораций сформировалась под давлением общества и государства с течени ем времени. Стоит отметить, что фактор эффективности корпора тивной социальной ответствен ности учитывается сегодня и на фондовом рынке. Иными слова ми, проведение социальной по литики стало позитивно влиять на котировки акций нефтегазовых компаний, а её важность выросла настолько, что этот тип активно сти не снижается даже в условиях изменения ценовой конъюнктуры. Корпоративная социаль ная ответственность (КСО) — это комплекс мероприятий или про грамм, направленный на развитие региона присутствия компани и-оператора, часто не связанный напрямую со сферой деятельно сти компании, но имеющий целью повышение уровня жизни насе ления в пределах региона при сутствия. В рамках реализации программ КСО инвестиции часто вкладываются в развитие про мышленного потенциала регио на, сферы культуры, образования, спорта, а также экологические проекты. Следует отметить, что реализация проектов КСО так же напрямую влияет на улучше 3 4 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz