Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
Таблица 1. М атрица оценки интересов субъектов освоени я шельфа А р к ти к и при осущ ествлении стратегического управления на различных у р ов ня х [1] Критерии Федеральный уровень Региональный уровень Корпоративный уровень Количество лицензионны х участков недр Предоставление возможности недропользования российским государственным компаниям Максимальное обеспечение инвестиций, содействие выда чи лицензий ком паниям -опе раторам Ф орм ирование максимального количества участков в портфеле компании Границы участков Создание условий рационального недропользования Вовлечение максимального к о личества участков в разработку, в т. ч. непривлекательных Работа только с самыми продуктивными участками и пластами Себестоимость Ф орм ирование тарифной п о литики государственных и естественных м онополий Ввод всех залежей в разведку и эксплуатацию, обеспечение рационального развитие региона П олучение максимальной прибыли при наименьших удельных затратах Степень геологического изучения Комплексное о своение новых терр ито р и й государства Комплексное изучение нераспределённого фонда недр региона У точнение геологических моделей, повышение степени изучения в пределах сущ еству ющего портфеля участков Запасы П риращ ение МСБ на государственном уровне П риращ ение МСБ на региональном уровне М аксимально низкая оценка запасов сущ ествующ их участков в портфеле М агистральный транспорт Запрет на частную со б стве н ность в отнош ении тр ан сп о рт ной инфраструктуры, п р о ведение антим онопольной политики О рганизация льготных поставок сырья, повышение энергетической безопасности региона П риоритетны й доступ к системе транспорта с наименьшими удельными затратами Налоги П овыш ение налоговых платежей всех видов Создание рабочих мест в реги оне, мультипликативных э к о н о м ических эффектов, повыш е ние налогооблагаемой базы С ниж ение налоговых выплат дут к негативным последствиям несбалансированного развития нефтегазового комплекса. Таки ми деформациями могут быть: непоследовательность в измене нии экономической политики в фискальную сторону, изменени ях налоговой системы, норматив но-правовой базы, пренебреже ние плановыми и программными инструментами. Обеспечение энергетиче ской безопасности страны, укре пление позиций государственно го влияния и контроля, развитие национальной нефтегазовой про мышленности, поддержание вы сокого уровня рентабельности в нефтегазовом секторе эконо мики — всё это должно являться результатом эффективной госу дарственной политики в сфере стратегического управления не фтегазовым комплексом. Особую роль в государствен ном регулировании экономики и управлении нефтегазовым ком плексом играют региональное стратегическое планирование и экономическое программиро вание (разработка и реализация целевых программ). В рамках стратегического управления не фтегазовым комплексом на ре гиональном уровне могут быть разработаны региональные це левые программы, системы го сударственных заказов, эконо мических стимулов и ряд других инструментов. При этом одной из важнейших задач выступает со гласование отраслевых и регио нальных программ в нефтегазо вом комплексе. Сегодня не только государство, но также и отраслевые специали сты, равно как и общественность страны, имеют возможность уча стия в разработке и корректировке стратегии освоения месторожде ний нефти и газа. Благодаря это му осуществляется поиск нестан дартных решений, направленных на повышение эффективности ра боты нефтегазового комплекса, а также своевременной смене при оритетов стратегического управ ления комплексов. Неотъемлемой частью устойчивого развития не- фтегазового комплекса является тесная координация с экологами, социологами и учёными других об ластей. Между федеральным цен тром и регионами стоит актуаль ная задача распределения функ ций управления государственным фондом недр, которая также вы ступает одним из важных вопро сов стратегического управления нефтегазовым комплексом. Стре мясь сконцентрировать ключевые полномочия в своих руках, феде ральный центр увеличивает свой административный потенциал и снижает, по мнению сторонников данного подхода, коррупцион ные риски. Эффективность при нятия решений и оперативность их принятия в то же время могут 3 2 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz