Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

Таблица 1. М атрица оценки интересов субъектов освоени я шельфа А р к ти к и при осущ ествлении стратегического управления на различных у р ов ня х [1] Критерии Федеральный уровень Региональный уровень Корпоративный уровень Количество лицензионны х участков недр Предоставление возможности недропользования российским государственным компаниям Максимальное обеспечение инвестиций, содействие выда­ чи лицензий ком паниям -опе­ раторам Ф орм ирование максимального количества участков в портфеле компании Границы участков Создание условий рационального недропользования Вовлечение максимального к о ­ личества участков в разработку, в т. ч. непривлекательных Работа только с самыми продуктивными участками и пластами Себестоимость Ф орм ирование тарифной п о ­ литики государственных и естественных м онополий Ввод всех залежей в разведку и эксплуатацию, обеспечение рационального развитие региона П олучение максимальной прибыли при наименьших удельных затратах Степень геологического изучения Комплексное о своение новых терр ито р и й государства Комплексное изучение нераспределённого фонда недр региона У точнение геологических моделей, повышение степени изучения в пределах сущ еству­ ющего портфеля участков Запасы П риращ ение МСБ на государственном уровне П риращ ение МСБ на региональном уровне М аксимально низкая оценка запасов сущ ествующ их участков в портфеле М агистральный транспорт Запрет на частную со б стве н ­ ность в отнош ении тр ан сп о рт­ ной инфраструктуры, п р о ­ ведение антим онопольной политики О рганизация льготных поставок сырья, повышение энергетической безопасности региона П риоритетны й доступ к системе транспорта с наименьшими удельными затратами Налоги П овыш ение налоговых платежей всех видов Создание рабочих мест в реги­ оне, мультипликативных э к о н о ­ м ических эффектов, повыш е­ ние налогооблагаемой базы С ниж ение налоговых выплат дут к негативным последствиям несбалансированного развития нефтегазового комплекса. Таки­ ми деформациями могут быть: непоследовательность в измене­ нии экономической политики в фискальную сторону, изменени­ ях налоговой системы, норматив­ но-правовой базы, пренебреже­ ние плановыми и программными инструментами. Обеспечение энергетиче­ ской безопасности страны, укре­ пление позиций государственно­ го влияния и контроля, развитие национальной нефтегазовой про­ мышленности, поддержание вы­ сокого уровня рентабельности в нефтегазовом секторе эконо­ мики — всё это должно являться результатом эффективной госу­ дарственной политики в сфере стратегического управления не­ фтегазовым комплексом. Особую роль в государствен­ ном регулировании экономики и управлении нефтегазовым ком­ плексом играют региональное стратегическое планирование и экономическое программиро­ вание (разработка и реализация целевых программ). В рамках стратегического управления не­ фтегазовым комплексом на ре­ гиональном уровне могут быть разработаны региональные це­ левые программы, системы го­ сударственных заказов, эконо­ мических стимулов и ряд других инструментов. При этом одной из важнейших задач выступает со­ гласование отраслевых и регио­ нальных программ в нефтегазо­ вом комплексе. Сегодня не только государство, но также и отраслевые специали­ сты, равно как и общественность страны, имеют возможность уча­ стия в разработке и корректировке стратегии освоения месторожде­ ний нефти и газа. Благодаря это­ му осуществляется поиск нестан­ дартных решений, направленных на повышение эффективности ра­ боты нефтегазового комплекса, а также своевременной смене при­ оритетов стратегического управ­ ления комплексов. Неотъемлемой частью устойчивого развития не- фтегазового комплекса является тесная координация с экологами, социологами и учёными других об­ ластей. Между федеральным цен­ тром и регионами стоит актуаль­ ная задача распределения функ­ ций управления государственным фондом недр, которая также вы­ ступает одним из важных вопро­ сов стратегического управления нефтегазовым комплексом. Стре­ мясь сконцентрировать ключевые полномочия в своих руках, феде­ ральный центр увеличивает свой административный потенциал и снижает, по мнению сторонников данного подхода, коррупцион­ ные риски. Эффективность при­ нятия решений и оперативность их принятия в то же время могут 3 2 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz