Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
Ключевые слова: Арктика, коренные малочисленные народы Севера (КМНС), природопользование, корпоративная социальная ответственность (КСО), шельф, углеводородные ресурсы. Keywords: Arctic, Indigenous peoples of the North, nature management, corporate social responsibility (CSR), shelf, hydrocarbon resources. Введение Главной целью стратегиче ского управления нефтегазовым комплексом является поиск ба ланса интересов всех участников процесса освоения углеводород ных ресурсов: государства, ком паний-операторов, региональных органов власти, общественных движений и организаций, пред ставляющих интересы населения, — с приоритетом последних. 1. Интересы субъектов освое ния шельфа Арктики при осущест влении стратегического управле ния на различных уровнях Исходя из сложности и мно гофакторности задачи, стратеги ческое управление нефтегазовым комплексом в рамках реализации проектов в арктической зоне не может быть осуществлено только на государственном или корпора тивном уровне и должно носить комплексный характер, распо лагая инструментами управле ния как на федеральном, так и на межотраслевом и региональном уровнях. Очевидно, что участники стратегического управления на различных уровнях управления имеют разные задачи. Государ ственный уровень стратегическо го управления характеризуется наличием следующих задач [1]: — развитие минерально-сы рьевой базы посредством реали зации средне— и долгосрочных программ изучения недр; — закрепление полномочий за федеральными органами ис полнительной власти по страте гическому планированию и раз вития минерально-сырьевого комплекса и ТЭК, координация взаимодействия органов испол нительной власти всех уровней, реализация основных регулиру ющих и контрольных функций; — совершенствование зако нодательства в отношении ос воения шельфа, продвижение предлагаемых законодательных инициатив; — с целью принятия компани ями-операторами инвестицион ных решений по разработке ме сторождений— формирование привлекательного инвестици онного климата, обеспечение прозрачных и стабильных пра вовых условий морских углево дородных месторождений, созда нию сервисной инфраструктуры, строительству транспортных си стем для освоения месторожде ний и их последующей промыш ленной эксплуатации. На региональном уровне ос новным целям стратегического управления нефтегазовым ком плексом отвечает задача привле чения инвестиций в регион, вов лечение региональных компаний в реализацию нефтегазовых про ектов, создание рабочих мест, формирование мультипликатив ных экономических эффектов и т. д. Стоит отметить, что развитие регионов является одной из стра тегических задач развития эконо мики России. Именно создание локомотивов экономического роста в регионах способствует развитию всей экономики госу дарства, решая при этом задачи занятости населения, повышения налогооблагаемой базы, инициа ции внутреннего и потребитель ского спросов. Говоря о стратегическом управлении на уровне нефте газовых корпораций, следует помнить, что даже компании-о ператоры, имеющие статус госу дарственных компаний, главной целью своей деятельности имеют получение коммерческой при были. Это естественным образом определяет их линию поведения в разрезе участия в управлении нефтегазовым комплексом. При работе на шельфе ком пании-операторы озабочены, прежде всего, разработкой са мых продуктивных пластов ме сторождений, получением максимальной прибыли и мини мизацией налоговых выплат (в рамках действующего законода тельства). Однако стоит отметить, что вопросы обеспечения эко логической безопасности так же являются одними из важней ших задач в работе нефтегазового комплекса (НГК), поскольку на прямую связаны с его развитием. Втаблице 1систематизирова ны интересы субъектов освоения шельфа Арктики при осуществле нии стратегического управления на различных уровнях. Очевидно, что стратегическое управление нефтегазовым ком плексом должно носить систем ный характер. Эффективность стратегического управления ха рактеризуется согласованностью управленческих воздействий на различных уровнях управле ния. Любые деформации управ ленческого баланса, которые могут возникнуть в рамках стра тегического управления, приве |Экономика, ресурсы, финансы |Фадеев А. М., Фадеева М. Л. | 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz