Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

Ключевые слова: Арктика, коренные малочисленные народы Севера (КМНС), природопользование, корпоративная социальная ответственность (КСО), шельф, углеводородные ресурсы. Keywords: Arctic, Indigenous peoples of the North, nature management, corporate social responsibility (CSR), shelf, hydrocarbon resources. Введение Главной целью стратегиче­ ского управления нефтегазовым комплексом является поиск ба­ ланса интересов всех участников процесса освоения углеводород­ ных ресурсов: государства, ком­ паний-операторов, региональных органов власти, общественных движений и организаций, пред­ ставляющих интересы населения, — с приоритетом последних. 1. Интересы субъектов освое­ ния шельфа Арктики при осущест­ влении стратегического управле­ ния на различных уровнях Исходя из сложности и мно­ гофакторности задачи, стратеги­ ческое управление нефтегазовым комплексом в рамках реализации проектов в арктической зоне не может быть осуществлено только на государственном или корпора­ тивном уровне и должно носить комплексный характер, распо­ лагая инструментами управле­ ния как на федеральном, так и на межотраслевом и региональном уровнях. Очевидно, что участники стратегического управления на различных уровнях управления имеют разные задачи. Государ­ ственный уровень стратегическо­ го управления характеризуется наличием следующих задач [1]: — развитие минерально-сы­ рьевой базы посредством реали­ зации средне— и долгосрочных программ изучения недр; — закрепление полномочий за федеральными органами ис­ полнительной власти по страте­ гическому планированию и раз­ вития минерально-сырьевого комплекса и ТЭК, координация взаимодействия органов испол­ нительной власти всех уровней, реализация основных регулиру­ ющих и контрольных функций; — совершенствование зако­ нодательства в отношении ос­ воения шельфа, продвижение предлагаемых законодательных инициатив; — с целью принятия компани­ ями-операторами инвестицион­ ных решений по разработке ме­ сторождений— формирование привлекательного инвестици­ онного климата, обеспечение прозрачных и стабильных пра­ вовых условий морских углево­ дородных месторождений, созда­ нию сервисной инфраструктуры, строительству транспортных си­ стем для освоения месторожде­ ний и их последующей промыш­ ленной эксплуатации. На региональном уровне ос­ новным целям стратегического управления нефтегазовым ком­ плексом отвечает задача привле­ чения инвестиций в регион, вов­ лечение региональных компаний в реализацию нефтегазовых про­ ектов, создание рабочих мест, формирование мультипликатив­ ных экономических эффектов и т. д. Стоит отметить, что развитие регионов является одной из стра­ тегических задач развития эконо­ мики России. Именно создание локомотивов экономического роста в регионах способствует развитию всей экономики госу­ дарства, решая при этом задачи занятости населения, повышения налогооблагаемой базы, инициа­ ции внутреннего и потребитель­ ского спросов. Говоря о стратегическом управлении на уровне нефте­ газовых корпораций, следует помнить, что даже компании-о­ ператоры, имеющие статус госу­ дарственных компаний, главной целью своей деятельности имеют получение коммерческой при­ были. Это естественным образом определяет их линию поведения в разрезе участия в управлении нефтегазовым комплексом. При работе на шельфе ком­ пании-операторы озабочены, прежде всего, разработкой са­ мых продуктивных пластов ме­ сторождений, получением максимальной прибыли и мини­ мизацией налоговых выплат (в рамках действующего законода­ тельства). Однако стоит отметить, что вопросы обеспечения эко­ логической безопасности так­ же являются одними из важней­ ших задач в работе нефтегазового комплекса (НГК), поскольку на­ прямую связаны с его развитием. Втаблице 1систематизирова­ ны интересы субъектов освоения шельфа Арктики при осуществле­ нии стратегического управления на различных уровнях. Очевидно, что стратегическое управление нефтегазовым ком­ плексом должно носить систем­ ный характер. Эффективность стратегического управления ха­ рактеризуется согласованностью управленческих воздействий на различных уровнях управле­ ния. Любые деформации управ­ ленческого баланса, которые могут возникнуть в рамках стра­ тегического управления, приве­ |Экономика, ресурсы, финансы |Фадеев А. М., Фадеева М. Л. | 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz