Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

ни кочевой семьи» имеет характер задачи, поскольку не может высту­ пать конечным результатом реали­ зации закона. По сути и другие задачи — «возрождение и сохранение ко­ чевого образа жизни» и «сохра­ нение традиционных знаний, семейных и этнопедагогиче- ских традиций, уважение и защи­ та культурного наследия» по сво­ ей сути не являются задачами как таковыми, а имеют характер цели (желаемого результата) реализа­ ции закона. Таким образом, необходимо провести ревизию статьи 2 за­ кона и должным образом упо­ рядочить цели и задачи зако­ на, которые являются основными элементами нормативного пра­ вового акта, которыми руковод­ ствуются и на которые опираются остальные правовые нормы, под­ лежащие реализации. В-третьих, в целях обеспе­ чения недопустимости умале­ ния прав и законных интересов лиц, подпадающих под действие закона, целесообразно допол­ нить принципы государствен­ ной поддержки кочевой семьи, установленные статьей 4 зако­ на, следующим принципом «до­ ступность и достаточность мер государственной поддержки ко­ чевой семьи, государственных и иных услуг, предоставляемых ис­ полнительными органами госу­ дарственной власти Республики Саха (Якутия)». Включение тако­ го принципа связано с тем, что те меры государственной поддерж­ ки, предусмотренные законом, не являются достаточными для до­ стижения целей и решения задач закона. Закон абсолютно не пред­ усматривает какие-либо дей­ ственные меры государственной поддержки кочевой семьи, в том числе имущественного характе­ ра, какие действуют, например, в Ямало-Ненецком автономном округе (предоставление молодым кочевым семьям комплекта чума и нарт при рождении третьего ре­ бенка). В развитие рекомендаций по мерам государственной поддерж­ ки кочевой семьи, необходимо также отметить несовершенство перечня мер государственной поддержки кочевой семьи, уста­ новленного статьёй 6 закона. К примеру, охрана и защита мест кочевий, территорий для ве­ дения традиционного природо­ пользования, традиционного хо­ зяйствования и кочевого образа жизни не могут выступать в каче­ стве меры государственной под­ держки кочевой семьи, поскольку это относится к общим гарантиям прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, и по своему характеру является государственным полномочием, коими субъекты Российской Фе­ дерации не обладают. Другие меры государствен­ ной поддержки, такие как «Уста­ новление квоты целевого приема за счёт бюджетных ассигнова­ ний государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в ор­ ганизации, осуществляющие об­ разовательную деятельность, на основе договора о целевом при­ ёме и договора о целевом об­ учении в соответствии с за­ конодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия)», «Обе­ спечение защиты и сохранности семейных ценностей, традицион­ ных знаний коренных малочис­ ленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, как важно­ го компонента этнокультурного развития коренных малочислен­ ных народов Севера» и др. также относятся по своему характеру к государственным полномочиям, а не к мерам государственной под­ держки кочевой семьи. Автором предлагается уста­ новление в рамках статьи 6 зако­ на следующих мер государствен­ ной поддержки кочевой семьи: 1) организация и поддержка малого и среднего предпринима­ тельства в сфере осуществления традиционной хозяйственной деятельности и традиционных промыслов; 2 )обеспечение охраны здо­ ровья лиц, ведущих кочевой образ жизни, включая своевременное оказание медицинской помощи и предоставление медицинских ус­ луг надлежащего качества, а также предоставление членам кочевой семьи бесплатных лекарственных средств и препаратов, услуг сана­ торно-курортного и восстанови­ тельного лечения; 3) предоставление детям, воспитывающимся в кочевой се­ мье, доступа к дошкольному, ос­ новному общему и дополнитель­ ному образованию без отрыва детей от родителей; 4) предоставление детям, воспитывающимся в кочевой се­ мье, доступа к высшему образова­ нию за счёт бюджетных ассигно­ ваний государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на ос­ нове договора о целевом приёме и договора о целевом обучении в соответствии с законодатель­ ством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия); 5) обеспечение доступности связи и информации в местах осу­ ществления традиционной хозяй­ ственной деятельности кочевой семьи с использованием совре­ менных информационно-комму­ никационных технологий; 6) улучшение жилищных ус­ ловий кочевой семьи в соответ­ ствии с её потребностями, необ­ ходимыми для ведения кочевого образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности; 2 4 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz