Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
ни кочевой семьи» имеет характер задачи, поскольку не может высту пать конечным результатом реали зации закона. По сути и другие задачи — «возрождение и сохранение ко чевого образа жизни» и «сохра нение традиционных знаний, семейных и этнопедагогиче- ских традиций, уважение и защи та культурного наследия» по сво ей сути не являются задачами как таковыми, а имеют характер цели (желаемого результата) реализа ции закона. Таким образом, необходимо провести ревизию статьи 2 за кона и должным образом упо рядочить цели и задачи зако на, которые являются основными элементами нормативного пра вового акта, которыми руковод ствуются и на которые опираются остальные правовые нормы, под лежащие реализации. В-третьих, в целях обеспе чения недопустимости умале ния прав и законных интересов лиц, подпадающих под действие закона, целесообразно допол нить принципы государствен ной поддержки кочевой семьи, установленные статьей 4 зако на, следующим принципом «до ступность и достаточность мер государственной поддержки ко чевой семьи, государственных и иных услуг, предоставляемых ис полнительными органами госу дарственной власти Республики Саха (Якутия)». Включение тако го принципа связано с тем, что те меры государственной поддерж ки, предусмотренные законом, не являются достаточными для до стижения целей и решения задач закона. Закон абсолютно не пред усматривает какие-либо дей ственные меры государственной поддержки кочевой семьи, в том числе имущественного характе ра, какие действуют, например, в Ямало-Ненецком автономном округе (предоставление молодым кочевым семьям комплекта чума и нарт при рождении третьего ре бенка). В развитие рекомендаций по мерам государственной поддерж ки кочевой семьи, необходимо также отметить несовершенство перечня мер государственной поддержки кочевой семьи, уста новленного статьёй 6 закона. К примеру, охрана и защита мест кочевий, территорий для ве дения традиционного природо пользования, традиционного хо зяйствования и кочевого образа жизни не могут выступать в каче стве меры государственной под держки кочевой семьи, поскольку это относится к общим гарантиям прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, и по своему характеру является государственным полномочием, коими субъекты Российской Фе дерации не обладают. Другие меры государствен ной поддержки, такие как «Уста новление квоты целевого приема за счёт бюджетных ассигнова ний государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в ор ганизации, осуществляющие об разовательную деятельность, на основе договора о целевом при ёме и договора о целевом об учении в соответствии с за конодательством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия)», «Обе спечение защиты и сохранности семейных ценностей, традицион ных знаний коренных малочис ленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, как важно го компонента этнокультурного развития коренных малочислен ных народов Севера» и др. также относятся по своему характеру к государственным полномочиям, а не к мерам государственной под держки кочевой семьи. Автором предлагается уста новление в рамках статьи 6 зако на следующих мер государствен ной поддержки кочевой семьи: 1) организация и поддержка малого и среднего предпринима тельства в сфере осуществления традиционной хозяйственной деятельности и традиционных промыслов; 2 )обеспечение охраны здо ровья лиц, ведущих кочевой образ жизни, включая своевременное оказание медицинской помощи и предоставление медицинских ус луг надлежащего качества, а также предоставление членам кочевой семьи бесплатных лекарственных средств и препаратов, услуг сана торно-курортного и восстанови тельного лечения; 3) предоставление детям, воспитывающимся в кочевой се мье, доступа к дошкольному, ос новному общему и дополнитель ному образованию без отрыва детей от родителей; 4) предоставление детям, воспитывающимся в кочевой се мье, доступа к высшему образова нию за счёт бюджетных ассигно ваний государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на ос нове договора о целевом приёме и договора о целевом обучении в соответствии с законодатель ством Российской Федерации и законодательством Республики Саха (Якутия); 5) обеспечение доступности связи и информации в местах осу ществления традиционной хозяй ственной деятельности кочевой семьи с использованием совре менных информационно-комму никационных технологий; 6) улучшение жилищных ус ловий кочевой семьи в соответ ствии с её потребностями, необ ходимыми для ведения кочевого образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности; 2 4 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz