Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
ки Саха (Якутия) — кочевой семьи, проживающей в экстремальных природно-климатических усло виях и являющейся основой со хранения и развития оленевод ства. Как гласит вступитель ная часть закона, он также на правлен на улучшение социаль но-демографической ситуации в Республике Саха (Якутия) и фор мирование этнокультурной иден тичности коренных малочислен ных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, в Респу блике Саха (Якутия). Необходимо подчеркнуть, что статья 5 закона устанавлива ет, что Порядок оформления ста туса кочевой семьи устанавлива ется Правительством Республики Саха (Якутия). В целях оформле ния статуса кочевой семьи ве дётся реестр кочевых семей в Ре спублике Саха (Якутия) в порядке, утверждённом уполномочен ным Правительством Республики Саха (Якутия) органом исполни тельной власти Республики Саха (Якутия). Порядок оформления статуса кочевой семьи в Республике Саха (Якутия) утверждён постановле нием Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 г. № 149. При этом уполномочен ным исполнительным органом государственной власти Респу блики Саха (Якутия) в части под готовки, формирования и ведения реестра кочевых семей в Респу блике Саха (Якутия) является Ми нистерство по делам молодёжи и семейной политике Республики Саха (Якутия). Вместе с тем с 2018 года данное министерство пере именовано в Министерство по делам молодёжи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия), а функции по реализа ции государственной семейной и демографической политики пе реданы в Министерство труда и социального развития Респу блики Саха (Якутия). Кроме того, действующее Положение о Ми нистерстве труда и социального развития Республики Саха (Яку тия) не устанавливает в качестве полномочия ведение реестра ко чевых семей в Республике Саха (Якутия) и предоставление мер государственной поддержки ко чевым семьям. В связи с этим, сле довало бы привести положение о министерстве в соответствие с указанной законодательной нор мой, а также внести соответству ющие изменения в постановле ние Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 г. № 149 «О Порядке оформления статуса кочевой семьи в Респу блике Саха (Якутия)». В результате анализа содер жательной части данного зако на выявлен ряд критических про блем, которые не способствуют эффективной его реализации. Во-первых, указанные в за коне определения понятий «ко чевая семья» и «традиционные знания» носят декларативный характер, сформулированы из лишне широко, без соблюдения юридической техники, что пред полагает его неоднозначное тол кование при правоприменении. В целом, установленный зако ном понятийный аппарат требует доработки и упорядочения, по скольку не обеспечивает возмож ность эффективно выстраивать правоотношения его участникам. Главным образом, установленное законом определение понятия «кочевая семья», которым долж ны руководствоваться участники выстраиваемых правоотношений и оперировать им в ходе право применительной деятельности, представляется в определённой степени необоснованным по сле дующим причинам: • наличие дублирования об щего и специального касаемо «кочевого образа жизни»; • выход за пределы установ ленного предмета регулирования закона; • необоснованное сужение понятия семьи, связывающее дан ный институт преимущественно с осуществлением только таких се мейных прав и исполнением се мейных обязанностей, которые касаются воспитания детей, в на рушение установленных Семей ным кодексом РФ положений; • использование в опреде лении нормативно не закреплен ных словосочетаний, допускаю щих двоякое толкование. Автором предлагается уста новить следующее определение понятия «кочевая семья» — «се мья, ведущая кочевой образ жиз ни, осуществляющая традицион ную хозяйственную деятельность и занимающаяся традиционны ми промыслами коренных мало численных народов Севера», ко торое включает в себя только урегулированные действующим законодательством термины, яв ляющиеся достаточными для до стижения цели и выполнения установленных задач закона. Во-вторых, отдельного вни мания заслуживают цели и зада чи, установленные статьёй 2 зако на. С точки зрения допустимости и достижимости целей правово го регулирования, установление в качестве одной из целей законода тельного акта такой цели, как «по вышение статуса кочевой семьи в Республике Саха (Якутия)» необо снованно. Такая юридическая ка тегория, как «правовой статус» не подлежит повышению или по нижению, поскольку представля ет собой установленное нормами права положение субъектов право отношений, совокупность их прав и обязанностей. Кроме того, дан ная цель, как и цель «установление системы экономических, социаль ных и правовых гарантий, обеспе чивающих повышение уровня жиз |Государственная политика в Арктике |Сосин В. В. | 2 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz