Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

ки Саха (Якутия) — кочевой семьи, проживающей в экстремальных природно-климатических усло­ виях и являющейся основой со­ хранения и развития оленевод­ ства. Как гласит вступитель­ ная часть закона, он также на­ правлен на улучшение социаль­ но-демографической ситуации в Республике Саха (Якутия) и фор­ мирование этнокультурной иден­ тичности коренных малочислен­ ных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, в Респу­ блике Саха (Якутия). Необходимо подчеркнуть, что статья 5 закона устанавлива­ ет, что Порядок оформления ста­ туса кочевой семьи устанавлива­ ется Правительством Республики Саха (Якутия). В целях оформле­ ния статуса кочевой семьи ве­ дётся реестр кочевых семей в Ре­ спублике Саха (Якутия) в порядке, утверждённом уполномочен­ ным Правительством Республики Саха (Якутия) органом исполни­ тельной власти Республики Саха (Якутия). Порядок оформления статуса кочевой семьи в Республике Саха (Якутия) утверждён постановле­ нием Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 г. № 149. При этом уполномочен­ ным исполнительным органом государственной власти Респу­ блики Саха (Якутия) в части под­ готовки, формирования и ведения реестра кочевых семей в Респу­ блике Саха (Якутия) является Ми­ нистерство по делам молодёжи и семейной политике Республики Саха (Якутия). Вместе с тем с 2018 года данное министерство пере­ именовано в Министерство по делам молодёжи и социальным коммуникациям Республики Саха (Якутия), а функции по реализа­ ции государственной семейной и демографической политики пе­ реданы в Министерство труда и социального развития Респу­ блики Саха (Якутия). Кроме того, действующее Положение о Ми­ нистерстве труда и социального развития Республики Саха (Яку­ тия) не устанавливает в качестве полномочия ведение реестра ко­ чевых семей в Республике Саха (Якутия) и предоставление мер государственной поддержки ко­ чевым семьям. В связи с этим, сле­ довало бы привести положение о министерстве в соответствие с указанной законодательной нор­ мой, а также внести соответству­ ющие изменения в постановле­ ние Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 г. № 149 «О Порядке оформления статуса кочевой семьи в Респу­ блике Саха (Якутия)». В результате анализа содер­ жательной части данного зако­ на выявлен ряд критических про­ блем, которые не способствуют эффективной его реализации. Во-первых, указанные в за­ коне определения понятий «ко­ чевая семья» и «традиционные знания» носят декларативный характер, сформулированы из­ лишне широко, без соблюдения юридической техники, что пред­ полагает его неоднозначное тол­ кование при правоприменении. В целом, установленный зако­ ном понятийный аппарат требует доработки и упорядочения, по­ скольку не обеспечивает возмож­ ность эффективно выстраивать правоотношения его участникам. Главным образом, установленное законом определение понятия «кочевая семья», которым долж­ ны руководствоваться участники выстраиваемых правоотношений и оперировать им в ходе право­ применительной деятельности, представляется в определённой степени необоснованным по сле­ дующим причинам: • наличие дублирования об­ щего и специального касаемо «кочевого образа жизни»; • выход за пределы установ­ ленного предмета регулирования закона; • необоснованное сужение понятия семьи, связывающее дан­ ный институт преимущественно с осуществлением только таких се­ мейных прав и исполнением се­ мейных обязанностей, которые касаются воспитания детей, в на­ рушение установленных Семей­ ным кодексом РФ положений; • использование в опреде­ лении нормативно не закреплен­ ных словосочетаний, допускаю­ щих двоякое толкование. Автором предлагается уста­ новить следующее определение понятия «кочевая семья» — «се­ мья, ведущая кочевой образ жиз­ ни, осуществляющая традицион­ ную хозяйственную деятельность и занимающаяся традиционны­ ми промыслами коренных мало­ численных народов Севера», ко­ торое включает в себя только урегулированные действующим законодательством термины, яв­ ляющиеся достаточными для до­ стижения цели и выполнения установленных задач закона. Во-вторых, отдельного вни­ мания заслуживают цели и зада­ чи, установленные статьёй 2 зако­ на. С точки зрения допустимости и достижимости целей правово­ го регулирования, установление в качестве одной из целей законода­ тельного акта такой цели, как «по­ вышение статуса кочевой семьи в Республике Саха (Якутия)» необо­ снованно. Такая юридическая ка­ тегория, как «правовой статус» не подлежит повышению или по­ нижению, поскольку представля­ ет собой установленное нормами права положение субъектов право­ отношений, совокупность их прав и обязанностей. Кроме того, дан­ ная цель, как и цель «установление системы экономических, социаль­ ных и правовых гарантий, обеспе­ чивающих повышение уровня жиз­ |Государственная политика в Арктике |Сосин В. В. | 2 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz