Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
3 ст. 2 в части; ч. 4 п. "б" ст. 6 в ча сти; пп. "а, б, г" ч. 5 ст. 6; ч. 1, 2, 3 ст. 12; ч. 1, 2 ст. 16; ст. 18; ч. 1 ст. 19; ст. 20; ч. 2 ст. 24; ч. 1 ст. 25; ч. 1 и 4 ст. 29 Закона Республики Саха(Яку- тия) «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных мало численных народов Севера»). Данный региональный зако нодательный акт был принят в 2003 г., когда такое полномочие допускалось федеральным зако нодательством, но с 2005 г. субъ екты РФ были лишены подоб ных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 22 ав густа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесе нии изменений в законодатель ные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных ак тов Российской Федерации в свя зи с принятием федеральных за конов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный за кон «Об общих принципах орга низации законодательных (пред ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера ции» и «Об общих принципах ор ганизации местного самоуправ ления в Российской Федерации» (кроме того, в настоящее время действует Закон Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2011 г. 897-З N 715-IV «О защите исконной сре ды обитания, традиционных об раза жизни, хозяйственной дея тельности и промыслов коренных малочисленных народов севера Республики Саха (Якутия)»). Аналогично, например, в Чу котском автономном округе За коном от 5 апреля 2005 г. N 26- ОЗ был признан утратившим силу Закон Чукотского автоном ного округа «О защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочис ленных народов Севера, прожи вающих на территории Чукот ского автономного округа», ввиду исключения такого полномочия субъектов Российской Федера ции в федеральном законе. Между тем, согласно ст. 8 п. 4 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» ма лочисленные народы и их объе динения имеют право получать от органов государственной вла сти РФ, её субъектов, органов местного самоуправления, орга низаций всех форм собственно сти материальные и финансовые средства, необходимые для соци ально-экономического и культур ного развития, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла. В соответствии со ст. 31 Бюджетного кодекса РФ ор ганы местного самоуправления вправе в соответствии с насто ящим кодексом самостоятельно определять формы и направле ния расходования средств бюд жетов. Следовательно, не имея полномочий по принятию соб ственных законов и иных нор мативных правовых актов по за щите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хо зяйственной деятельности и про мыслов малочисленных народов, субъекты Российской Федерации вправе наделять органы местно го самоуправления отдельными полномочиями по защите искон ной среды обитания, традицион ных образа жизни, хозяйствен ной деятельности и промыслов малочисленных народов с пере дачей указанным органам необ ходимых материальных и финан совых средств. 5. Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 г. 1660- З N 963-V «О кочевой семье» — специальный закон, устанав ливающий правовые основы со хранения и поддержки кочевой семьи. Исходя из этого, рассматри вая вопросы регулирования от ношений в области поддержки кочевых семей, необходимо учи тывать нормативные положения одновременно пяти законода тельных актов, являющихся раз ными по своим целям и предмету регулирования, но соприкасаю щихся друг с другом в вопросе ре гулирования сохранения и под держки кочевых семей. Вследствие отсутствия чёт кого разделения полномочий и ответственности между субъек тами управления на региональ ном уровне, государственная поддержка в отношении кочевых семей в рамках действующих го сударственных программ Респу блики Саха (Якутия) не может быть охарактеризована как эф фективная. В настоящее время в республике не предусмотрены какие-либо меры государствен ной поддержки в отношении ко чевых семей, а рассматриваемый закон о кочевой семье носит де кларативный характер, не влияя на улучшение качества жизни ко ренных малочисленных народов Севера, занятых осуществлени ем традиционной хозяйственной деятельности. В этой связи, актуальным яв ляется совершенствование зако нодательных основ, в том числе с конкретизацией и расширени ем полномочий государственных органов, установлением допол нительных норм, обеспечиваю щих исполнение установленных гарантий, с чётким разграничени ем возможных пределов право вого воздействия того или иного акта, достижения их взаимосо гласованности и устранения воз можных противоречий и дубли рования. Закон Республики Саха (Яку тия) от 15 июня 2016 г. 1660-З N 963-V «О кочевой семье» (далее — закон), исходя из преамбулы за кона, устанавливает правовые ос новы сохранения и поддержки своеобразного социального ин ститута коренных малочислен ных народов Севера Республи 2 2 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz