Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

3 ст. 2 в части; ч. 4 п. "б" ст. 6 в ча­ сти; пп. "а, б, г" ч. 5 ст. 6; ч. 1, 2, 3 ст. 12; ч. 1, 2 ст. 16; ст. 18; ч. 1 ст. 19; ст. 20; ч. 2 ст. 24; ч. 1 ст. 25; ч. 1 и 4 ст. 29 Закона Республики Саха(Яку- тия) «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных мало­ численных народов Севера»). Данный региональный зако­ нодательный акт был принят в 2003 г., когда такое полномочие допускалось федеральным зако­ нодательством, но с 2005 г. субъ­ екты РФ были лишены подоб­ ных полномочий в соответствии с Федеральным законом от 22 ав­ густа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесе­ нии изменений в законодатель­ ные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных ак­ тов Российской Федерации в свя­ зи с принятием федеральных за­ конов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный за­ кон «Об общих принципах орга­ низации законодательных (пред­ ставительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера­ ции» и «Об общих принципах ор­ ганизации местного самоуправ­ ления в Российской Федерации» (кроме того, в настоящее время действует Закон Республики Саха (Якутия) от 1 марта 2011 г. 897-З N 715-IV «О защите исконной сре­ ды обитания, традиционных об­ раза жизни, хозяйственной дея­ тельности и промыслов коренных малочисленных народов севера Республики Саха (Якутия)»). Аналогично, например, в Чу­ котском автономном округе За­ коном от 5 апреля 2005 г. N 26- ОЗ был признан утратившим силу Закон Чукотского автоном­ ного округа «О защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочис­ ленных народов Севера, прожи­ вающих на территории Чукот­ ского автономного округа», ввиду исключения такого полномочия субъектов Российской Федера­ ции в федеральном законе. Между тем, согласно ст. 8 п. 4 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» ма­ лочисленные народы и их объе­ динения имеют право получать от органов государственной вла­ сти РФ, её субъектов, органов местного самоуправления, орга­ низаций всех форм собственно­ сти материальные и финансовые средства, необходимые для соци­ ально-экономического и культур­ ного развития, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промысла. В соответствии со ст. 31 Бюджетного кодекса РФ ор­ ганы местного самоуправления вправе в соответствии с насто­ ящим кодексом самостоятельно определять формы и направле­ ния расходования средств бюд­ жетов. Следовательно, не имея полномочий по принятию соб­ ственных законов и иных нор­ мативных правовых актов по за­ щите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хо­ зяйственной деятельности и про­ мыслов малочисленных народов, субъекты Российской Федерации вправе наделять органы местно­ го самоуправления отдельными полномочиями по защите искон­ ной среды обитания, традицион­ ных образа жизни, хозяйствен­ ной деятельности и промыслов малочисленных народов с пере­ дачей указанным органам необ­ ходимых материальных и финан­ совых средств. 5. Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2016 г. 1660- З N 963-V «О кочевой семье» — специальный закон, устанав­ ливающий правовые основы со­ хранения и поддержки кочевой семьи. Исходя из этого, рассматри­ вая вопросы регулирования от­ ношений в области поддержки кочевых семей, необходимо учи­ тывать нормативные положения одновременно пяти законода­ тельных актов, являющихся раз­ ными по своим целям и предмету регулирования, но соприкасаю­ щихся друг с другом в вопросе ре­ гулирования сохранения и под­ держки кочевых семей. Вследствие отсутствия чёт­ кого разделения полномочий и ответственности между субъек­ тами управления на региональ­ ном уровне, государственная поддержка в отношении кочевых семей в рамках действующих го­ сударственных программ Респу­ блики Саха (Якутия) не может быть охарактеризована как эф­ фективная. В настоящее время в республике не предусмотрены какие-либо меры государствен­ ной поддержки в отношении ко­ чевых семей, а рассматриваемый закон о кочевой семье носит де­ кларативный характер, не влияя на улучшение качества жизни ко­ ренных малочисленных народов Севера, занятых осуществлени­ ем традиционной хозяйственной деятельности. В этой связи, актуальным яв­ ляется совершенствование зако­ нодательных основ, в том числе с конкретизацией и расширени­ ем полномочий государственных органов, установлением допол­ нительных норм, обеспечиваю­ щих исполнение установленных гарантий, с чётким разграничени­ ем возможных пределов право­ вого воздействия того или иного акта, достижения их взаимосо­ гласованности и устранения воз­ можных противоречий и дубли­ рования. Закон Республики Саха (Яку­ тия) от 15 июня 2016 г. 1660-З N 963-V «О кочевой семье» (далее — закон), исходя из преамбулы за­ кона, устанавливает правовые ос­ новы сохранения и поддержки своеобразного социального ин­ ститута коренных малочислен­ ных народов Севера Республи­ 2 2 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz