Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

сийской Федерации». В большин­ стве таких субъектов Российской Федерации государственная под­ держка кочевой семьи косвенно осуществляется в рамках разви­ тия оленеводства (таблица 2). Указанным в п. 7 таблицы 2 Законом Ямало-Ненецкого ав­ тономного округа помимо пре­ доставления общих гарантий ко­ ренным малочисленным народам установлено понятие молодой семьи, ведущей кочевой образ жизни коренных малочисленных народов Севера, которой испол­ нительные органы государствен­ ной власти автономного круга обеспечивают предоставление комплекта чума и нарт при ро­ ждении (усыновлении) третьего ребенка с 01 января 2021 года в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 апре­ ля 2021 г. N 338-П «Об утверж­ дении Порядка предоставления молодой семье, ведущей кочевой образ жизни коренных малочис­ ленных народов Севера в Яма­ ло-Ненецком автономном окру­ ге, комплекта чума и нарт». Таким образом, в Ямало-Не­ нецком автономном округе (да­ лее — ЯНАО) и Мурманской области прослеживается доста­ точно чёткое разделение на за­ конодательном уровне вопросов регулирования и поддержки оле­ неводства и вопросов установле­ ния гарантий лиц, ведущих тради­ ционный образ жизни коренных малочисленных народов Севе­ ра, в том числе предоставления им мер социальной поддержки, а также кочевым семьям (семьям оленеводов), чего нельзя ска­ зать о тех субъектах Российской Федерации, которые предусма­ тривают социальные гарантии и меры государственной поддерж­ ки кочевых семей в рамках регу­ лирования оленеводства. Если рассматривать с этой точки зрения законодательство Республики Саха (Якутия), то во­ просы, связанные с регулирова­ нием общественных отношений в области кочевых семей, входят в предмет регулирования одновре­ менно нескольких законодатель­ ных актов: 1.Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 г. З N 179- I «О северном домашнем олене­ водстве» в части предоставления социальных гарантий оленеводам и их семьям как одного из направ­ лений государственного регули­ рования оленеводства. 2. Закон Республики Саха (Якутия) от 8 ноября 2012 г. 1112- З N 1145-IV «О государственной поддержке коренных малочис­ ленных народов Севера Респу­ блики Саха (Якутия), ведущих ко­ чевой образ жизни» как общий закон, устанавливающий право­ вые, экономические и социаль­ ные основы государственной поддержки коренных малочис­ ленных народов Севера Респу­ блики Саха (Якутия), ведущих ко­ чевой образ жизни. Данным законом устанавли­ ваются следующие понятия: • кочевой образ жизни — уклад жизни, основанный на исторически сложившихся тра­ дициях и обычаях, связанный с ведением традиционной хозяй­ ственной деятельности и пред­ полагающий постоянное пере­ мещение в пределах маршрута кочевания без строгой привязан­ ности к определенному пункту и месту жительства, что обуслов­ ливает минимальные условия для жизнедеятельности человека; • коренные малочисленные народы Севера Республики Саха (Якутия), ведущие кочевой образ — представители этносов, веду­ щие кочевой образ жизни вместе с жильём и имуществом в течение всего календарного года. 3. Закон Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 г. З N 461-III «О правовом статусе ко­ ренных малочисленных народов Севера» является общим зако­ ном, устанавливающим правовой статус коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), юридические гарантии национального возрождения, со­ хранения самобытности и сво­ бодного развития этих народов, обеспечения их прав и законных интересов. 4. Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 г. 82-З N 175-III «О родовой, ро­ доплеменной кочевой общине коренных малочисленных наро­ дов Севера», определяющий пра­ вовое положение родовой, ро­ доплеменной кочевой общины коренных малочисленных наро­ дов Севера; устанавливающий и обеспечивающий государствен­ ную защиту самобытного пере­ движного, кочевого природо­ пользования и традиционной хозяйственной деятельности ма­ лочисленных и других коренных народов Севера, развитие тради­ ционного уклада жизни,сохране­ ние их исконных территорий рас­ селения и природных ресурсов, соблюдение гражданских, эконо­ мических, политических, соци­ ально-культурных прав и свобод её членов. Закон распространяет свое действие не только на родовые, родоплеменные кочевые общи­ ны, но и на кочевые семьи. При этом, норма, предусмо­ тренная ст. 19 данного закона о предоставлении кочевым семьям преимущественного права на ис­ пользование биологических ре­ сурсов (приоритетное право на пользование животным миром), является недействующей в силу решения Верховного суда Ре­ спублики Саха (Якутия) от 1 мар­ та 2006 г. N 3-11/06 (признаны не­ действующими ч. 1п. "а, б, в" ст. 1; ч. |Государственная политика в Арктике |Сосин В. В. | 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz