Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

Republic (Yakutia) and other regulatory acts that regulate relations in the field of protection and assistance of nomadic families in the Sakha Republic (Yakutia), as well as methodological recommendations for their improvement in order to increase the effectiveness of the implementation of socio-economic policy in the development of traditional economic activities of indigenous small-numbered peoples of the Russian Federation. Ключевые слова: кочевые семьи, Keywords: nomadic family, indigenous коренные малочисленные народы Севера, peoples of the North, northern reindeer северное оленеводство, региональное herding, regional legislation. законодательство. Сохранение и поддержка ко­ чевых семей выступают важной социальной составляющей госу­ дарственной социально-экономи­ ческой политики в области разви­ тия традиционной хозяйственной деятельности коренных малочис­ ленных народов Российской Фе­ дерации, что обусловливает необ­ ходимость совершенствования и эффективной реализации законо­ дательства в этой сфере. Кочевая семья является уни­ кальным социальным институ­ том, лежащим в основе существо­ вания коренных малочисленных народов Российской Федерации, их традиционной хозяйствен­ ной деятельности, образа жизни, культуры, языка. Главным образом, кочевые семьи играют ключевую роль в функционировании север­ ного оленеводства, равно как по­ следнее выступает гарантией со­ хранения традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера. Согласно ведомственным данным учёта кочевых семей (та­ блица 1) ранее уполномоченного Министерства по делам молодё­ жи и семейной политики Респу­ блики Саха (Якутия) в Республике Саха (Якутия) в 2018 году насчиты­ валось 192 кочевых семьи общей численностью 807 чел. Средний численный состав семей состав­ лял 4,2 чел. на семью. Удельный вес членов кочевых семей в об­ щей численности населения му­ ниципальных районов Республи­ ки Саха (Якутия), в которых они проживают, составлял 0,37 %. Наибольшее количество ко­ чевых семей в целом приходит­ ся на те муниципальные районы Республики Саха (Якутия), в ко­ торых концентрированы основ­ ные ресурсы оленеводства, что вполне закономерно. Однако при этом в Усть-Янском улусе (райо­ не), Булунском улусе и Момском (эвенском) национальном районе, в которых, согласно данным Ми­ нистерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) за 2018 год содержалось более 30 % все­ го поголовья оленей, учтено все­ го лишь 9 кочевых семей, что ка­ жется довольно противоречивым. С учётом того, что данный учёт производился в течение не­ большого периода времени (2016 — 2019 с изменением методики с 2017 года) до реорганизации струк­ туры исполнительных органов го­ сударственной власти Республики Саха (Якутия), вследствие которо­ го информацию о таком учёте не представляется возможным полу­ чить по состоянию на текущий и предыдущие годы, отследить ин­ формативную динамику измене­ ния количества кочевых семей и численности их членов на данный момент невозможно. При этом следует отметить, что согласно официальным стати­ стическим данным Территориаль­ ного органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха(Якутия)о пого­ ловье сельскохозяйственных жи­ вотных за последние 10 лет, оле­ неводство на сегодня испытывает существенное снижение числен­ ности оленей с 200 тыс. голов в 2011 году до 157 тыс. голов в 2021 году, что составляет отрицатель­ ную динамику более чем на 22 %. Очевидно, такая социаль­ но-экономическая ситуация не может не влиять на демографиче­ скую ситуацию в соответствую­ щих арктических муниципальных районах республики, и в первую очередь на количество и числен­ ный состав кочевых семей, вов­ лечённых в функционирование северного домашнего оленевод­ ства. При этом, более или менее ощутимые изменения в динамике численности кочевых семей воз­ можны в долгосрочной перспек­ тиве в зависимости от роста или упадка хозяйств, и связанной с этим смены поколений, продол­ жения или прекращения тради­ ционного образа жизни. Законодательное регулиро­ вание общественных отношений в этой сфере в тех субъектах Рос­ сийской Федерации, в которых проживают коренные малочис­ ленные народы Севера, основыва­ ется на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах междуна­ родного права, а также Федераль­ ном законе от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав корен­ ных малочисленных народов Рос­ 2 0 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz