Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

жетных источников). Кроме того, наряду с оленеводством, важно развивать рыболовство, морской зверобойный промысел, сбор дикоросов. Например, в той же Инте (Республика Коми), имеется большое количество бесхозного имущества, лёгкая транспортная доступность (ЖД), а также реаль­ ная возможность организовать самозанятость населения путём сбора дикоросов и изготовления соков в современных тетрапаках на их основе. Отсутствие занято­ сти — главный бич маленьких на­ селённых пунктов. Но в Якутии граждане, не занятые в бюджет­ ной сфере, зачастую самообеспе- чивают себя. В Республике Саха (Якутия) в настоящий момент на­ чал реализовываться проект строительства 13 торгово-логи­ стических центров для обеспече­ ния северного завоза. Необходи­ мо, чтобы при этих центрах были созданы фактории в зависимости от специфики территории улу­ са (мясо, рыба, дикоросы, мамон­ товая фауна и др.). Таким образом, люди были бы обеспечены само­ занятостью и сдавали продукцию в эти фактории. Термину «фактория» в рам­ ках программы господдержки мы заложили широкое опреде­ ление. Фактория — это промыш­ ленно-логистические комплексы для размещения субъектов пред­ принимательства, занятых тради­ ционной хозяйственной деятель­ ностью коренных малочисленных народов, переработки и хране­ ния их продукции, а также соз­ данных юридическим лицом и (или) индивидуальным предпри­ нимателем в местах традицион­ ного проживания и традицион­ ной хозяйственной деятельности коренных малочисленных наро­ дов пунктов, предназначенных для содействия жизнеобеспече­ нию лиц из числа коренных мало­ численных народов, ведущих тра­ диционный образ жизни. Таким образом, фактория — это универ­ сальный термин, который подхо­ дит к специфике деятельности на любой территории. Согласно программе господ­ держки, Минвостокразвития Рос­ сии должен разработать типовую универсальную модель фактории с определённым перечнем рос­ сийского оборудования и при её применении инициатором обе­ спечить субсидирование соз­ дания такого объекта (CAPEX, capitaL expenditure — капиталь­ ные расходы). Остаётся решить один вопрос — откуда на это бу­ дут взяты средства? В соответствии с программой господдержки финансовое обе­ спечение программы осущест­ вляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на реа­ лизацию государственной про­ граммы Российской Федерации «Социально-экономическое раз­ витие Арктической зоны Рос­ сийской Федерации» (далее — ГП-43) [6], отраслевых программ Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных об­ разований, а также внебюджет­ ных источников. На сегодня в ГП-43 в рам­ ках подпрограммы 2 «Создание условий для устойчивого соци­ ально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации» предусмотрено на 2021 год — 0 тыс. рублей, на 2022 год — 0 тыс. рублей, на 2023 год — 0 тыс. рублей, на 2024 год — 0 тыс. рублей. Ожидаемые результаты от ре­ ализации подпрограммы: • количество принятых норма­ тивных правовых актов, направ­ ленных на создание благопри­ ятных условий для устойчивого развития Арктической зоны Рос­ сийской Федерации и социаль­ но-экономического потенциала коренных малочисленных наро­ дов Российской Федерации, про­ живающих в Арктической зоне Российской Федерации, составит 20 единиц; • количество проведённых мониторингов соблюдения рези­ дентами Арктической зоны Рос­ сийской Федерации стандарта ответственности составит 4 еди­ ницы; • количество проведённых мо­ ниторингов реализации програм­ мы государственной поддерж­ ки традиционной хозяйственной деятельности коренных мало­ численных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации, составит 8 единиц. Качественными показателя­ ми реализации подпрограммы яв­ ляются: • повышение качества жиз­ ни населения Арктической зоны Российской Федерации, в том числе коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации; • обеспечение нормативного регулирования социально-эко­ номического развития субъектов Российской Федерации, входя­ щих в состав Арктической зоны Российской Федерации. Очевидно, что повышение ка­ чества жизни без создания произ­ водственных мощностей, обеспе­ чения самозанятости и создания новых рабочих мест представля­ ется невозможным в текущем ва­ рианте итерации ГП-43. В программе господдержки большой блок посвящен совер­ шенствованию законодательства в целях реализации прав коренных малочисленных народов. Очевид­ но, что к неотъемлемым и важным мероприятиям программы долж­ ны быть отнесены следующие: |Государственная политика в Арктике |Калитин Р. Р. | 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz