Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

народов Севера. С другой сторо­ ны, необходимо обеспечить право этих народов на развитие на осно­ ве их собственных знаний и миро­ воззрений, в том числе по эконо­ мическим вопросам. Для любого общества экономическое развитие — это неотъемлемое право, закре­ плённое в международном зако­ нодательстве. Оно является осно­ вой для развития любого народа, в том числе социального развития, а значит служит залогом сохранения культуры, родных языков и народ­ ных традиций. В рамках реализации докумен­ тов стратегического планирования развития Арктической зоны Рос­ сийской Федерации Правитель­ ством России, распоряжением от 15 апреля 2021 г. Ы978-р, утвержде­ на Программа государственной поддержки традиционной хозяй­ ственной деятельности коренных малочисленных народов Россий­ ской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне. [8] Основной целью реализации Программы является создание ус­ ловий для повышения конкурен­ тоспособности производимых в её рамках товаров, работ и услуг и формирование устойчивой эко­ номической основы развития ко­ ренных малочисленных народов Севера. Сегодня в местах проживания малочисленных народов, в особен­ ности в Арктической зоне, наблю­ дается низкий уровень жизни и за­ работной платы в традиционных отраслях, отсутствие достаточных компетенций у организаций мало­ численных народов для осущест­ вления предпринимательской де­ ятельности, что приводит к утрате традиционных видов хозяйствова­ ния, культуры и языков коренных малочисленных народов Севера, ассимиляции и оттоку населения. Основными механизмами поддержки традиционной хозяй­ ственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, которые отражены в основных раз­ делах плана реализации програм­ мы, предлагается определить сле­ дующие: 1. Развитие промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной де­ ятельности коренных малочислен­ ных народов Севера; 2. Продвижение на внутрен­ ний и внешний рынки товаров, ра­ бот и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной дея­ тельности коренных малочислен­ ных народов Севера; 3. Развитие туристской инду­ стрии в местах традиционной хо­ зяйственной деятельности ко­ ренных малочисленных народов Севера; 4. Подготовка кадров для осу­ ществления традиционной хозяй­ ственной деятельности коренных малочисленных народов Севера; 5. Модернизация объектов ло­ кальной генерации, расширение использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топли­ ва в местах традиционной хозяй­ ственной деятельности коренных малочисленных народов Севера; 6. Популяризация предприни­ мательской деятельности среди коренных малочисленных народов Севера; 7. Совершенствование норма­ тивного правового регулирования традиционной хозяйственной де­ ятельности. Финансирование Программы будет обеспечено из средств фе­ дерального бюджета, предусмо­ тренных на реализацию государ­ ственной программы Российской Федерации «Социально-эконо­ мическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», от­ раслевых программ Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников. В 3-месячный срок после приня­ тия программы Министерству Рос­ сийской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики не­ обходимо разработать и внести в установленном порядке в Прави­ тельство России проект плана ме­ роприятий по реализации данной программы. Необходимо отметить, что по официальному запросу Минвосто- кразвития РФ Республикой Саха (Якутия) на основе предложений всех заинтересованных исполни­ тельных и муниципальных органов власти и организаций было сфор­ мировано и направлено 42 пред­ ложения по всем 7 разделам про­ екта плана мероприятий. В числе основных предложе­ ний по поддержке традиционных отраслей, которые были внесены Республикой Саха (Якутия) мож­ но выделить следующие направ­ ления: 1. Оказание консультационных и образовательных услуг в сфере внешнеэкономической деятельно­ сти для общин и иных объедине­ ний малочисленных народов. Так предлагается создать на федераль­ ном уровне институт развития эко­ номической деятельности общин малочисленных народов, который бы оказывал консультативную и финансовую поддержку деятель­ ности общин, упаковывал их биз­ нес-проекты и вёл инвестицион­ ную деятельность в этой сфере; | Государственная политика в Арктике | Погодаев М. А. | 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz