Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
народов Севера. С другой сторо ны, необходимо обеспечить право этих народов на развитие на осно ве их собственных знаний и миро воззрений, в том числе по эконо мическим вопросам. Для любого общества экономическое развитие — это неотъемлемое право, закре плённое в международном зако нодательстве. Оно является осно вой для развития любого народа, в том числе социального развития, а значит служит залогом сохранения культуры, родных языков и народ ных традиций. В рамках реализации докумен тов стратегического планирования развития Арктической зоны Рос сийской Федерации Правитель ством России, распоряжением от 15 апреля 2021 г. Ы978-р, утвержде на Программа государственной поддержки традиционной хозяй ственной деятельности коренных малочисленных народов Россий ской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне. [8] Основной целью реализации Программы является создание ус ловий для повышения конкурен тоспособности производимых в её рамках товаров, работ и услуг и формирование устойчивой эко номической основы развития ко ренных малочисленных народов Севера. Сегодня в местах проживания малочисленных народов, в особен ности в Арктической зоне, наблю дается низкий уровень жизни и за работной платы в традиционных отраслях, отсутствие достаточных компетенций у организаций мало численных народов для осущест вления предпринимательской де ятельности, что приводит к утрате традиционных видов хозяйствова ния, культуры и языков коренных малочисленных народов Севера, ассимиляции и оттоку населения. Основными механизмами поддержки традиционной хозяй ственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, которые отражены в основных раз делах плана реализации програм мы, предлагается определить сле дующие: 1. Развитие промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной де ятельности коренных малочислен ных народов Севера; 2. Продвижение на внутрен ний и внешний рынки товаров, ра бот и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной дея тельности коренных малочислен ных народов Севера; 3. Развитие туристской инду стрии в местах традиционной хо зяйственной деятельности ко ренных малочисленных народов Севера; 4. Подготовка кадров для осу ществления традиционной хозяй ственной деятельности коренных малочисленных народов Севера; 5. Модернизация объектов ло кальной генерации, расширение использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топли ва в местах традиционной хозяй ственной деятельности коренных малочисленных народов Севера; 6. Популяризация предприни мательской деятельности среди коренных малочисленных народов Севера; 7. Совершенствование норма тивного правового регулирования традиционной хозяйственной де ятельности. Финансирование Программы будет обеспечено из средств фе дерального бюджета, предусмо тренных на реализацию государ ственной программы Российской Федерации «Социально-эконо мическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», от раслевых программ Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников. В 3-месячный срок после приня тия программы Министерству Рос сийской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики не обходимо разработать и внести в установленном порядке в Прави тельство России проект плана ме роприятий по реализации данной программы. Необходимо отметить, что по официальному запросу Минвосто- кразвития РФ Республикой Саха (Якутия) на основе предложений всех заинтересованных исполни тельных и муниципальных органов власти и организаций было сфор мировано и направлено 42 пред ложения по всем 7 разделам про екта плана мероприятий. В числе основных предложе ний по поддержке традиционных отраслей, которые были внесены Республикой Саха (Якутия) мож но выделить следующие направ ления: 1. Оказание консультационных и образовательных услуг в сфере внешнеэкономической деятельно сти для общин и иных объедине ний малочисленных народов. Так предлагается создать на федераль ном уровне институт развития эко номической деятельности общин малочисленных народов, который бы оказывал консультативную и финансовую поддержку деятель ности общин, упаковывал их биз нес-проекты и вёл инвестицион ную деятельность в этой сфере; | Государственная политика в Арктике | Погодаев М. А. | 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz