Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

дов не в полной мере реализуем. Практика показывает, что прини­ маемые нормативные правовые акты вызывают социальную на­ пряженность. Предоставляемый общинам объём водных биоло­ гических ресурсов не предусма­ тривает и не учитывает необходи­ мость социально-экономического развития общин. Согласно пози­ ции профильного ведомства, ко­ ренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Вос­ тока Российской Федерации под­ лежит предоставлять к вылову только тот объём, который необ­ ходим для пропитания на данный момент, не учитывая, что традици­ онное рыболовство всегда явля­ лось частью «традиционной эко­ номики» этих народов. Тогда как, и законодательством не ограни­ чено право лиц из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Рос­ сийской Федерации и их общин на реализацию добытых водных биоресурсов, а утверждённый пе­ речень относит реализацию до­ бытых водных биоресурсов к традиционной хозяйственной де­ ятельности коренных малочис­ ленных народов Российской Фе­ дерации. Северное оленевод­ ство Стратегия пространственно­ го развития Российской Федера­ ции на период до 2025 года [19] представляет собой документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целе- полагания по территориально­ му принципу. Один из принци­ пов пространственного развития Российской Федерации — обе­ спечение гарантий прав корен­ ных малочисленных народов, включая поддержку их экономи­ ческого, социального и культур­ ного развития, защиту исконной среды обитания и традиционно­ го природопользования и образа жизни. Стратегия, определяя от­ расли перспективных экономи- ческих специализаций регионов, относит оленеводство к числу неперспективных экономических специализаций, критически важ­ ных для экономики субъектов Российской Федерации: Яма­ ло-Ненецкого автономного окру­ га и Ненецкого автономного округа (равно как рыболовство и рыбоводство). При этом в Чукот­ ском автономном округе олене­ водство как отрасль отнесена к перспективной экономической специализации региона. Субъектами официального статистического учёта согласно федеральному плану статистиче­ ских работ, утверждённому Рас­ поряжением Правительства Рос­ сии от 06 мая 2008 года № 671-р [20], ежегодно подаются показа­ тели по северному оленеводству в Арктической зоне Российской Федерации и в местах традици­ онного проживания и традицион­ ной хозяйственной деятельности коренных малочисленных наро­ дов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Литература 1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 года № «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня ви­ дов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Рос­ сийской Федерации» (с изменениями на 11 февраля 2021 года). URL: http://docs.cntd.ru/ document/902156317 2 Федеральный закон от 07 мая 2011 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Вос­ тока Российской Федерации» (с изменениями на 8 декабря 2020 года). URL: http://docs. cntd ru/document/901786770?section=status 3. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Феде­ рации от 10 июля 1998 года № 333-СФ «О Плане мероприятий на второе полугодие 1998 года по реализации полномочий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» URL http //pravogovru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102014778&backlink =1&nd=102054265 4 Что мешает подготовке кадров для Арктики? URL https //24rus ru/news/ society/175221 html 5 Постановление Государственного Совета Республики Дагестан от 18 января 2000 года № 191 «О коренных малочисленных народах Республики Дагестан» URL http //docs cntd ru/document/473101930?section=status 6. Конституция Российской Федерации (с изменениями на 14 марта 2020 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/9004937 7 Закон Ненецкого автономного округа от 28 января 2008 года № 1-ОЗ «О государ­ ственной поддержке традиционных видов хозяйственной деятельности и промыслов ко­ ренных малочисленных народов Севера на территории Ненецкого автономного округа» (с изменениями на 13 марта 2019 года) URL http //docs cntd ru/document/819035883?sec tion=status 8 Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 05 мая 2003 года № 29-ОЗ «О поддержке органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность корен­ ных малочисленных народов Севера» (с изменениями на 30 сентября 2013 года) URL http //docs cntd ru/document/991012692?section=status 9. Закон Красноярского края от 26 декабря 2008 года № 7-2660 «О социальной под­ держке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края» (с изменениями на 22 апреля 2021 года). URL: http://docs.cntd.ru/do cument/985014971?section=status 10 Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-Ф «Об охоте и о сохране­ нии охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями на 11 июня 2021 года). URL: http://docs.cntd.ru/ document/902167488 11 Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями на 13 июля 2020 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/901732262 1 1 0 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz