Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
дебном порядке доказывать свое происхождение, система будет работать в автоматическом режи ме [16]. Также нельзя не упомянуть уже знаменитое «Дело Генна дия Щукина». Геннадий Щукин — охотник и представитель на рода долган, который прошел долгий путь борьбы за право охо ты, чтобы покрыть все потребно сти своей общины в охотничьих ресурсах, за что был оштрафо ван. Конституционный Суд Рос сийской Федерации 28 мая 2019 года постановил, что член общи ны вправе поручить одному или нескольким ее членам, имеющим статус охотника, добычу охотни чьих ресурсов в объеме, не пре вышающем сумму лимитов ис пользования объектов животного мира для удовлетворения лич ных нужд, приходящихся на каж дого члена общины. Выявленный в Постановлении Конституцион ного Суда Российской Федера ции от 28 мая 2019 года № 21-П [17] конституционно-правовой смысл статьи 19 Федерально го закона «Об охоте и о сохра нении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдель ные законодательные акты Рос сийской Федерации» является общеобязательным, что исключа ет любое иное ее истолкование в правоприменительной практи ке. Данное решение Конститу ционного Суда подтверждает по нимание того, что традиционный образ жизни и традиционная хо зяйственная деятельность харак теризуются способом самообе спечения, а не способом добычи ресурсов. Традиционное рыбо ловство Порядок осуществления ры боловства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности ко ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Вос тока Российской Федерации в свое время был утвержден При казом Госкомрыболовства РФ от 11 апреля 2008 года № 315 (в на стоящее время не применяется) [18]. 16 декабря 2020 года вступил в силу новый Приказ Минсельхо- за России № 522 «Об утвержде нии Порядка осуществления ры боловства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности ко ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Вос тока Российской Федерации». Периоды вылова, виды за претных и разрешенных ору дий и способов добычи (выло ва) водных биоресурсов и иные нормы, регулирующие традици онное рыболовство, содержат ся в Правилах рыболовства, ко торые утверждаются отдельно для каждого рыбохозяйственно го бассейна. Квоты добычи (вы лова) водных биоресурсов для осуществления традиционно го рыболовства утверждает еже годно Федеральное агентство по рыболовству не позднее 5 де кабря. Общие допустимые уло вы в отношении традиционного рыболовства определяются Фе деральным агентством по рыбо ловству на основании предло жений соответствующих органов исполнительной власти субъек тов Российской Федерации. Пун ктом 3 Постановления Прави тельства Российской Федерации от 15 декабря 2005 года № 768 «О распределении общих допу стимых уловов водных биологи ческих ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)» установлено, что при распреде ление общих допустимых уловов водных биоресурсов примени тельно к видам квот их добычи (вылова), должно осуществлять ся в первую очередь в отношении традиционного рыболовства. Лицам из числа коренных ма лочисленных народов для реали зации права на традиционное ры боловство необходимо подать в установленные сроки по утверж денной форме заявку в адрес тер риториальных управлений Ро- срыболовства, в случае добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних морских водах, и в адрес уполномоченного органа исполнительной власти субъек та Российской Федерации, в слу чае рыболовства в озерах и реках. Помимо этого, законодатель ством также утверждены опре деленные требования и условия, такие как заполнение промыс лового журнала, предоставление отчетности о добыче (вылове)во- дных биоресурсов. На сегодняшний день, водные биологические ресурсы являются федеральной собственностью, и право на их вылов не может быть передано без оформленной в со ответствии с гражданским зако нодательством доверенности, что для женщин, пожилых людей, ко торые сами не могут осущест влять вылов и при этом не состоят в общинах, является определен ным барьером к установленным гарантиям. Таким образом, реализация права на традиционное рыболов ство сопряжена с администра тивными барьерами, оформле нием заявок, отчетности, строгая форма которых подвержена ре гулярным изменениям, и подачей данных документов в условиях отдаленных мест проживания ко ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Вос тока Российской Федерации. По мимо этого, предоставляемые в пользование рыбопромысловые участки зачастую находятся на значительном удалении от мест проживания. Заявленный законодателем принцип об учете интересов ко ренных малочисленных наро- | КМНС | Сизоненко С. А., Задорин М. Ю. | 1 0 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz