Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

дебном порядке доказывать свое происхождение, система будет работать в автоматическом режи­ ме [16]. Также нельзя не упомянуть уже знаменитое «Дело Генна­ дия Щукина». Геннадий Щукин — охотник и представитель на­ рода долган, который прошел долгий путь борьбы за право охо­ ты, чтобы покрыть все потребно­ сти своей общины в охотничьих ресурсах, за что был оштрафо­ ван. Конституционный Суд Рос­ сийской Федерации 28 мая 2019 года постановил, что член общи­ ны вправе поручить одному или нескольким ее членам, имеющим статус охотника, добычу охотни­ чьих ресурсов в объеме, не пре­ вышающем сумму лимитов ис­ пользования объектов животного мира для удовлетворения лич­ ных нужд, приходящихся на каж­ дого члена общины. Выявленный в Постановлении Конституцион­ ного Суда Российской Федера­ ции от 28 мая 2019 года № 21-П [17] конституционно-правовой смысл статьи 19 Федерально­ го закона «Об охоте и о сохра­ нении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдель­ ные законодательные акты Рос­ сийской Федерации» является общеобязательным, что исключа­ ет любое иное ее истолкование в правоприменительной практи­ ке. Данное решение Конститу­ ционного Суда подтверждает по­ нимание того, что традиционный образ жизни и традиционная хо­ зяйственная деятельность харак­ теризуются способом самообе­ спечения, а не способом добычи ресурсов. Традиционное рыбо­ ловство Порядок осуществления ры­ боловства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности ко­ ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Вос­ тока Российской Федерации в свое время был утвержден При­ казом Госкомрыболовства РФ от 11 апреля 2008 года № 315 (в на­ стоящее время не применяется) [18]. 16 декабря 2020 года вступил в силу новый Приказ Минсельхо- за России № 522 «Об утвержде­ нии Порядка осуществления ры­ боловства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности ко­ ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Вос­ тока Российской Федерации». Периоды вылова, виды за­ претных и разрешенных ору­ дий и способов добычи (выло­ ва) водных биоресурсов и иные нормы, регулирующие традици­ онное рыболовство, содержат­ ся в Правилах рыболовства, ко­ торые утверждаются отдельно для каждого рыбохозяйственно­ го бассейна. Квоты добычи (вы­ лова) водных биоресурсов для осуществления традиционно­ го рыболовства утверждает еже­ годно Федеральное агентство по рыболовству не позднее 5 де­ кабря. Общие допустимые уло­ вы в отношении традиционного рыболовства определяются Фе­ деральным агентством по рыбо­ ловству на основании предло­ жений соответствующих органов исполнительной власти субъек­ тов Российской Федерации. Пун­ ктом 3 Постановления Прави­ тельства Российской Федерации от 15 декабря 2005 года № 768 «О распределении общих допу­ стимых уловов водных биологи­ ческих ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)» установлено, что при распреде­ ление общих допустимых уловов водных биоресурсов примени­ тельно к видам квот их добычи (вылова), должно осуществлять­ ся в первую очередь в отношении традиционного рыболовства. Лицам из числа коренных ма­ лочисленных народов для реали­ зации права на традиционное ры­ боловство необходимо подать в установленные сроки по утверж­ денной форме заявку в адрес тер­ риториальных управлений Ро- срыболовства, в случае добычи (вылова) водных биоресурсов во внутренних морских водах, и в адрес уполномоченного органа исполнительной власти субъек­ та Российской Федерации, в слу­ чае рыболовства в озерах и реках. Помимо этого, законодатель­ ством также утверждены опре­ деленные требования и условия, такие как заполнение промыс­ лового журнала, предоставление отчетности о добыче (вылове)во- дных биоресурсов. На сегодняшний день, водные биологические ресурсы являются федеральной собственностью, и право на их вылов не может быть передано без оформленной в со­ ответствии с гражданским зако­ нодательством доверенности, что для женщин, пожилых людей, ко­ торые сами не могут осущест­ влять вылов и при этом не состоят в общинах, является определен­ ным барьером к установленным гарантиям. Таким образом, реализация права на традиционное рыболов­ ство сопряжена с администра­ тивными барьерами, оформле­ нием заявок, отчетности, строгая форма которых подвержена ре­ гулярным изменениям, и подачей данных документов в условиях отдаленных мест проживания ко­ ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Вос­ тока Российской Федерации. По­ мимо этого, предоставляемые в пользование рыбопромысловые участки зачастую находятся на значительном удалении от мест проживания. Заявленный законодателем принцип об учете интересов ко­ ренных малочисленных наро- | КМНС | Сизоненко С. А., Задорин М. Ю. | 1 0 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz