Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуаль­ ных предпринимателей» [12]. По общему смыслу норм Закона «Об охоте» объединения коренных малочисленных народов Россий­ ской Федерации, зарегистриро­ ванные в качестве юридических лиц, вправе осуществлять про­ мысловую охоту на общих, нарав­ не с иными юридическими лица­ ми, основаниях, в том числе на основании получения специаль­ ного разрешения. Земли, правовой режим ко­ торых допускает осуществление охоты, формируются в «охотни­ чьи угодья»: общедоступные или закреплённые. Законодателем установлено, что общедоступ­ ные охотничьи угодья должны со­ ставлять не менее чем 20 % от общей площади охотничьих уго­ дий субъекта. Охотохозяйствен­ ные соглашения заключаются с юридическими лицами, индиви­ дуальными предпринимателями на срок от 20 до 49 лет по итогам проведённого аукциона. Право лиц, относящихся к ко­ ренным малочисленным наро­ дам Российской Федерации, и их объединений на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного рас­ селения в местах традиционного проживания и традиционной хо­ зяйственной деятельности корен­ ных народов Российской Феде­ рации определено Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» [13], являющимся базовым норматив­ ным правовым актом в области ох­ раны и использования животного мира и среды его обитания. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления тради­ ционной хозяйственной деятель­ ности согласно статье 19 Закона «Об охоте» осуществляется ко­ ренными народами и их общи­ нами, а также ранее упомянутой группой лиц, на которых распро­ страняются гарантии «абориге­ нов» согласно закону субъекта. Данный вид охоты осущест­ вляется свободно в объёме до­ бычи охотничьих ресурсов, не­ обходимом для удовлетворения личного потребления и опре­ деляемом с учётом лимитов ис­ пользования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд, установленных органами исполнительной власти регионов по согласованию с уполномочен­ ным федеральным органом ис­ полнительной власти. Продукция охоты, полученная при осущест­ влении охоты в целях обеспече­ ния ведения традиционного об­ раза жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или ре­ ализуется организациям, осу­ ществляющим деятельность по закупке продукции охоты. Объ­ екты животного мира, добывае­ мые для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов и теми, на кого распространены консти­ туционные гарантии, в пределах установленных лимитов, не при­ знаются объектами обложения сборами за пользование объекта­ ми животного мира в изъятие из общего принципа платности при­ родопользования, в частности платности пользования охотни­ чьими ресурсами. На традиционную охоту рас­ пространяются общие требова­ ния Закона «Об охоте» о том, что добыча охотничьих ресурсов мо­ жет осуществляться только лицом, имеющим статус охотника, для приобретения которого по об­ щему правилу требуется оформ­ ление охотничьего билета, кото­ рый выдаётся физическим лицам, обладающим гражданской дее­ способностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за соверше­ ние умышленного преступления и ознакомившимся с требования­ ми охотничьего минимума. Охотник должен иметь при себе охотничий билет, и в слу­ чае использования охотничье­ го оружия, разрешение, требу­ емое в соответствии с Законом «Об оружии» [14]. При этом в со­ ответствии с Порядком выдачи и аннулирования охотничьего би­ лета при выдаче охотничьего би­ лета в нём проставляется отмет­ ка: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления тради­ ционной хозяйственной деятель­ ности осуществляется свобод­ но (без каких-либо разрешений) в объёме добычи охотничьих ре­ сурсов, необходимом для удов­ летворения личного потребле­ ния» [15]. Вместе с тем декларируемое законом право на традицион­ ную охоту при фактической реа­ лизации на местах сталкивается с несовершенством подзакон­ ных актов, учитывая разграниче­ ния полномочий регулирования правоотношений в сфере охоты между федеральным органом ис­ полнительной власти и органами исполнительной власти регио­ нов. Фактически, за исключени­ ем ряда субъектов, соответствую­ щая отметка в охотничьем билете не проставляется. Органы испол­ нительной власти большинства регионов, в том числе арктиче­ ских, указывают на то, что только в случае предоставления гражда­ нином вступившего в силу судеб­ ного решения, устанавливающего факт национальной (этнической) принадлежности и того, что охота является основой существования, такая отметка в охотничьем биле­ те будет проставлена. Эту ситу­ ацию исправит принятый Закон «О реестре коренных народов», который вступит в силу совсем скоро. Представителям коренных народов уже не нужно будет в су­ 1 0 8 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz