Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуаль ных предпринимателей» [12]. По общему смыслу норм Закона «Об охоте» объединения коренных малочисленных народов Россий ской Федерации, зарегистриро ванные в качестве юридических лиц, вправе осуществлять про мысловую охоту на общих, нарав не с иными юридическими лица ми, основаниях, в том числе на основании получения специаль ного разрешения. Земли, правовой режим ко торых допускает осуществление охоты, формируются в «охотни чьи угодья»: общедоступные или закреплённые. Законодателем установлено, что общедоступ ные охотничьи угодья должны со ставлять не менее чем 20 % от общей площади охотничьих уго дий субъекта. Охотохозяйствен ные соглашения заключаются с юридическими лицами, индиви дуальными предпринимателями на срок от 20 до 49 лет по итогам проведённого аукциона. Право лиц, относящихся к ко ренным малочисленным наро дам Российской Федерации, и их объединений на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного рас селения в местах традиционного проживания и традиционной хо зяйственной деятельности корен ных народов Российской Феде рации определено Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» [13], являющимся базовым норматив ным правовым актом в области ох раны и использования животного мира и среды его обитания. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления тради ционной хозяйственной деятель ности согласно статье 19 Закона «Об охоте» осуществляется ко ренными народами и их общи нами, а также ранее упомянутой группой лиц, на которых распро страняются гарантии «абориге нов» согласно закону субъекта. Данный вид охоты осущест вляется свободно в объёме до бычи охотничьих ресурсов, не обходимом для удовлетворения личного потребления и опре деляемом с учётом лимитов ис пользования объектов животного мира для удовлетворения личных нужд, установленных органами исполнительной власти регионов по согласованию с уполномочен ным федеральным органом ис полнительной власти. Продукция охоты, полученная при осущест влении охоты в целях обеспече ния ведения традиционного об раза жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или ре ализуется организациям, осу ществляющим деятельность по закупке продукции охоты. Объ екты животного мира, добывае мые для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов и теми, на кого распространены консти туционные гарантии, в пределах установленных лимитов, не при знаются объектами обложения сборами за пользование объекта ми животного мира в изъятие из общего принципа платности при родопользования, в частности платности пользования охотни чьими ресурсами. На традиционную охоту рас пространяются общие требова ния Закона «Об охоте» о том, что добыча охотничьих ресурсов мо жет осуществляться только лицом, имеющим статус охотника, для приобретения которого по об щему правилу требуется оформ ление охотничьего билета, кото рый выдаётся физическим лицам, обладающим гражданской дее способностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за соверше ние умышленного преступления и ознакомившимся с требования ми охотничьего минимума. Охотник должен иметь при себе охотничий билет, и в слу чае использования охотничье го оружия, разрешение, требу емое в соответствии с Законом «Об оружии» [14]. При этом в со ответствии с Порядком выдачи и аннулирования охотничьего би лета при выдаче охотничьего би лета в нём проставляется отмет ка: «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления тради ционной хозяйственной деятель ности осуществляется свобод но (без каких-либо разрешений) в объёме добычи охотничьих ре сурсов, необходимом для удов летворения личного потребле ния» [15]. Вместе с тем декларируемое законом право на традицион ную охоту при фактической реа лизации на местах сталкивается с несовершенством подзакон ных актов, учитывая разграниче ния полномочий регулирования правоотношений в сфере охоты между федеральным органом ис полнительной власти и органами исполнительной власти регио нов. Фактически, за исключени ем ряда субъектов, соответствую щая отметка в охотничьем билете не проставляется. Органы испол нительной власти большинства регионов, в том числе арктиче ских, указывают на то, что только в случае предоставления гражда нином вступившего в силу судеб ного решения, устанавливающего факт национальной (этнической) принадлежности и того, что охота является основой существования, такая отметка в охотничьем биле те будет проставлена. Эту ситу ацию исправит принятый Закон «О реестре коренных народов», который вступит в силу совсем скоро. Представителям коренных народов уже не нужно будет в су 1 0 8 | АРКТИКА —2035: актуальные вопросы, проблемы, решения | 2021-№ 3 | 7 |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz