Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.

го характера и соотношения фе­ дерального перечня с другими правовыми актами. Правоприменительная прак­ тика показывает, что, во-первых, органы Министерства юстиции России ограничиваются данным перечнем при регистрации об­ щин коренных народов по вопро­ су «определения видов уставной деятельности» общины. Во-вто­ рых, в Общероссийском клас­ сификаторе видов экономиче­ ской деятельности указано лишь 5 (пять) видов деятельности, от­ несённой к традиционной хозяй­ ственной деятельности коренных малочисленных народов Россий­ ской Федерации. При этом, на­ пример, данный перечень не со­ держит «переработку водных биологических ресурсов» и «ре­ ализацию» такой продукции, а вместо «охоты в целях обеспе­ чения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности» содержит указа­ ние на «промысловую охоту», что также влечёт за собой «правовую двусмысленность», «лакуну» или даже «пробел», который на прак­ тике может негативно отражаться на деятельности общин. В ряде регионов приняты за­ коны, направленные на поддерж­ ку традиционной хозяйственной деятельности коренных малочис­ ленных народов, в частности, это Закон НАО от 28 января 2008 года № 1-ОЗ «О государствен­ ной поддержке традиционных ви­ дов хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочис­ ленных народов Севера на тер­ ритории Ненецкого автономного округа» [7], Закон ХМАО от 05 мая 2003 года № 29-ОЗ «О поддерж­ ке органами государственной вла­ сти Ханты-Мансийского автоном­ ного округа — Югры организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность ко­ ренных малочисленных народов Севера» [8], Закон Красноярско­ го края от 18 декабря 2008 года № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймыр­ ском Долгано-Ненецком муници­ пальном районе Красноярского края» [9] и др. Мониторинг зако­ нодательства субъектов показы­ вает, что к основным мерам под­ держки относятся следующие виды помощи: 1) льготы, субсидии, субвен­ ции из бюджета; 2) бюджетные инвестиции; 3) образование территорий традиционного природопользо­ вания; 4) защита мест традиционно­ го проживания и традиционной хозяйственной деятельности ко­ ренных малочисленных народов; 5) организация подготов­ ки, переподготовки и повыше­ ния квалификации кадров в сфе­ ре традиционной хозяйственной деятельности; 6) содействие пропаганде традиционных видов хозяйствен­ ной деятельности (организация выставок, конкурсов, аукционов, специализированной торговли продукцией); 7) развитие внешнеэкономи­ ческой, межрегиональной дея­ тельности; 8) размещение государствен­ ных заказов; 9) организация получения профессионального образования и дополнительного профессио­ нального образования; 10)безвозмездное обеспече­ ние кочевым жильем и снабжение керосином для освещения коче­ вого жилья; 11) предоставлением соци­ альных выплат на приобретение, доставку и монтаж быстровозво- димых малоэтажных жилых домов и др. «Промысловая» и «традиционная» охота Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении измене­ ний в отдельные законодатель­ ные акты Российской Федера­ ции» (далее — Закон об охоте) [10] наряду с целым рядом видов охо­ ты, как то любительская или спортивная, научно-исследова­ тельская или в целях регулирова­ ния численности охотничьих ре­ сурсов выделяется 2 (два) вида, которые непосредственно затра­ гивают права коренных малочис­ ленных народов: промысловая и «аборигенная» охота. Под «аборигенную» подпада­ ет охотничья деятельность в це­ лях обеспечения традиционно­ го образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, а также лиц, которые не являются коренными, но постоянно прожи­ вают в местах их традиционного проживания и традиционной хо­ зяйственной деятельности и для которых охота является осно­ вой существования. Вместе с тем, нельзя не отметить, что консти­ туционные гарантии прав корен­ ных народов распространяют­ ся на указанную выше категорию граждан только в том случае, если принят соответствующий закон субъекта Российской Федерации. [11] Нет закона — нет гарантий. Промысловая охота в соот­ ветствии со статьей 13 Закона «Об охоте» осуществляется в за­ креплённых охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих уго­ дьях юридическими лицами и ин­ дивидуальными предпринима­ телями, зарегистрированными в Российской Федерации в соот­ ветствии с Федеральным законом | КМНС | Сизоненко С. А., Задорин М. Ю. | 1 0 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz