Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2021, №3.
го характера и соотношения фе дерального перечня с другими правовыми актами. Правоприменительная прак тика показывает, что, во-первых, органы Министерства юстиции России ограничиваются данным перечнем при регистрации об щин коренных народов по вопро су «определения видов уставной деятельности» общины. Во-вто рых, в Общероссийском клас сификаторе видов экономиче ской деятельности указано лишь 5 (пять) видов деятельности, от несённой к традиционной хозяй ственной деятельности коренных малочисленных народов Россий ской Федерации. При этом, на пример, данный перечень не со держит «переработку водных биологических ресурсов» и «ре ализацию» такой продукции, а вместо «охоты в целях обеспе чения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности» содержит указа ние на «промысловую охоту», что также влечёт за собой «правовую двусмысленность», «лакуну» или даже «пробел», который на прак тике может негативно отражаться на деятельности общин. В ряде регионов приняты за коны, направленные на поддерж ку традиционной хозяйственной деятельности коренных малочис ленных народов, в частности, это Закон НАО от 28 января 2008 года № 1-ОЗ «О государствен ной поддержке традиционных ви дов хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочис ленных народов Севера на тер ритории Ненецкого автономного округа» [7], Закон ХМАО от 05 мая 2003 года № 29-ОЗ «О поддерж ке органами государственной вла сти Ханты-Мансийского автоном ного округа — Югры организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность ко ренных малочисленных народов Севера» [8], Закон Красноярско го края от 18 декабря 2008 года № 7-2660 «О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймыр ском Долгано-Ненецком муници пальном районе Красноярского края» [9] и др. Мониторинг зако нодательства субъектов показы вает, что к основным мерам под держки относятся следующие виды помощи: 1) льготы, субсидии, субвен ции из бюджета; 2) бюджетные инвестиции; 3) образование территорий традиционного природопользо вания; 4) защита мест традиционно го проживания и традиционной хозяйственной деятельности ко ренных малочисленных народов; 5) организация подготов ки, переподготовки и повыше ния квалификации кадров в сфе ре традиционной хозяйственной деятельности; 6) содействие пропаганде традиционных видов хозяйствен ной деятельности (организация выставок, конкурсов, аукционов, специализированной торговли продукцией); 7) развитие внешнеэкономи ческой, межрегиональной дея тельности; 8) размещение государствен ных заказов; 9) организация получения профессионального образования и дополнительного профессио нального образования; 10)безвозмездное обеспече ние кочевым жильем и снабжение керосином для освещения коче вого жилья; 11) предоставлением соци альных выплат на приобретение, доставку и монтаж быстровозво- димых малоэтажных жилых домов и др. «Промысловая» и «традиционная» охота Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении измене ний в отдельные законодатель ные акты Российской Федера ции» (далее — Закон об охоте) [10] наряду с целым рядом видов охо ты, как то любительская или спортивная, научно-исследова тельская или в целях регулирова ния численности охотничьих ре сурсов выделяется 2 (два) вида, которые непосредственно затра гивают права коренных малочис ленных народов: промысловая и «аборигенная» охота. Под «аборигенную» подпада ет охотничья деятельность в це лях обеспечения традиционно го образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, а также лиц, которые не являются коренными, но постоянно прожи вают в местах их традиционного проживания и традиционной хо зяйственной деятельности и для которых охота является осно вой существования. Вместе с тем, нельзя не отметить, что консти туционные гарантии прав корен ных народов распространяют ся на указанную выше категорию граждан только в том случае, если принят соответствующий закон субъекта Российской Федерации. [11] Нет закона — нет гарантий. Промысловая охота в соот ветствии со статьей 13 Закона «Об охоте» осуществляется в за креплённых охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих уго дьях юридическими лицами и ин дивидуальными предпринима телями, зарегистрированными в Российской Федерации в соот ветствии с Федеральным законом | КМНС | Сизоненко С. А., Задорин М. Ю. | 1 0 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz